Если есть возможность, туры лучше покупать сейчас

Источник: АТОР

 

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе рассказала в ходе пресс-конференции в ТАСС 3 марта об итогах зимнего сезона, спросе на весенние праздники и раннем бронировании на летний сезон, а также о текущем состоянии туристической отрасли.

ХИТОМ ЗИМЫ СТАЛ ГОРНОЛЫЖНЫЙ ОТДЫХ В РОССИИ

 

Как подчеркнула исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, зимний туристический сезон в России 2020/21 годов оказался более успешным, чем прогнозировали большинство аналитиков, Основной спрос предсказуемо пришелся на новогодние праздники, причем он в этот раз поддерживался и кешбэком, захватывающим зимние каникулы.

 

«Очень активно продавались горнолыжные программы. Средний прирост объема бронирований по всем горнолыжным курортам РФ составил порядка 10-15%.  Лидер здесь – горный кластер Сочи – прирост количества туристов более 18%. На втором месте – горнолыжные курорты Северного Кавказа – Домбай, Приэльбрусье. На третье место вышел Шерегеш, и, несмотря на закрытость в период новогодних праздников прирост туристов получили и Хибины», – сообщила г-жа Ломидзе.

 

Большим спросом пользовался этой зимой и приморский рекреационный отдых в Сочи. Сегмент экскурсионных туров по России оказался в гораздо более тяжелом положении, т.к. до недавнего времени подавляющее большинство объектов показов работали с ограничениями или были закрыты. В целом, спрос на экскурсионные программы по сравнению с прошлым сезоном просел этой зимой на 35-40%.

 

Что касается зарубежного отдыха, то это зимой лидировали Турция, ОАЭ и Мальдивы. В частности, был отмечен резкий спрос бронирований туров на Мальдивы на каникулы, приуроченные к 23 февраля.


ВЕСНОЙ ВЫРАСТЕТ СПРОС НА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРЫ

 

По оценкам АТОР, по мере снятия ограничений в регионах и продолжающейся вакцинации населения, весной продажи экскурсионных туров вырастут. Сейчас главными драйверами роста спроса являются короткие каникулы на 8 марта, плавно перетекающие в масленичную неделю. Лидером спроса на весенние праздники является Краснодарский край.

 

«Популярностью на Юге пользуется отдых в горах и у моря, но уже явно видна одна интересная тенденция. Многие туристы во время пандемии отдыхают в Краснодарском крае по 4-5 раз, «наездами», пробуя и отдых в отелях у моря, и горнолыжные программы. Поэтому все больше туристов на эти весенние праздники спрашивают необычные туры – например, с гастрономическим или эко-акцентом. Краснодарскому краю в этой области есть что предложить, и у крупных туроператоров уже есть нестандартные программы с посещением таких интересных объектов, как ферма Экзархо и пр.»

 

То, что часть туристов уже в определенной мере насытились классическим отдыхом в Краснодарском крае, приводит и к расширению географии «восьмимартовских» и масленичных туров. Так, на рынке появились интересные масленичные программы в «Русскую Каппадокию» (Дивногорье в Воронежской области), Карелию, Рязань, вырос весенний праздничный спрос на Ленобласть.

 

В АТОР также видят все предпосылки для резкой активизации спроса на поездки Санкт-Петербург весной.

 

«До туристов уже начала доходить внятная информация о том, что город открыт, что там сняты коронавирусные ограничения,  и главное – о ценах. Стоимость проживания в Санкт-Петербурге сейчас снизилась до 40%, сутки в гостинице 4* стоят уже от 2000 р. на двоих. Такого рынок еще не видел. Поэтому мы рассчитываем, что спрос на Петербург весной превысит прогнозные объемы, и он может стать одним из главных хитов в межсезонье», – считает Майя Ломидзе.

Еще одна причина, которая должна активизировать весенние турпоездки по России – это третья волна кешбэка, которая должна запуститься вот-вот, возможно, в середине месяца.

 

«В акции с кешбэком туристов ждут сотни тысяч предложений и программ по всей стране. За время пандемии ведущие туроператоры нарастили ассортимент туров по России в десятки раз», – отметила Майя Ломидзе.

 

Что касается спроса на зарубежные страны весной, то здесь ситуация ограничена списком стран, открытых для российских туристов. Пользуются наибольшим спросом (в порядке убывания объемов бронирования) пользуются Турция, ОАЭ, Танзания, Египет, Мальдивы, Куба и Сербия.

 

Весенний рост спроса как на поездки по России, так и за рубеж, по словам исполнительного директора АТОР, подстегивает и еще одна, сформировавшаяся в пандемию потребительская привычка.

 

«Все больше туристов действуют по принципу: «если есть возможность, нужно ехать сейчас». И это – правильная тактика в сложившихся обстоятельствах», – подчеркнула г-жа Ломидзе.


ОБЪЕМЫ РАННЕГО БРОНИРОВАНИЯ ТУРОВ ПО РОССИИ ПРЕВЫШАЮТ ДОКОВИДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ТРЕТЬ

 

По данным АТОР, в начале весны спрос на летние туры по России по раннему бронированию превышает показатели доковидного 2019 года в среднем на 30%. В безусловных лидерах – курорты Черноморского побережья страны (Краснодарский край и Крым).

 

«Связан такой рост с двумя факторами. Во-первых, с опасениями туристов столкнуться, как в прошлом году, с дефицитом мест в популярных отелях на курортах Черного моря. Во-вторых – с ценами. Туристы стремятся купить на туры на лето сейчас, понимая свою выгоду. Туры на Юг России по раннему бронированию сейчас можно купить со скидкой в 20-25%. Летом цены вырастут», – подчеркнула исполнительный директор АТОР.

 

При этом, по словам г-жи Ломидзе, в АТОР не ждут «беспредела с ценами в этом сезоне». Благодаря динамическому ценообразованию у подавляющего большинства популярных отелей и у туроператоров, спрос напрямую влияет на цену. Сейчас быстрее всего раскупаются туры в отели премиального сегмента, здесь цены в среднем по сравнению с прошлым годом выросли на 15%, в среднем сегменте – на 10%, при этом спрос не снижается.

 

«Российские отельеры учли ошибки прошлого. Задирать цены до небес они не будут. Если  снизится спрос, у отелей пойдет снижение цены», – считает Майя Ломидзе.


ВЫГОДА РАННЕГО БРОНИРОВАНИЯ ПО ТУРЦИИ СЕЙЧАС ДОСТИГАЕТ 30-40%

 

Если в отношении России у туристов есть уверенность в том, что курорты Юга России летом никуда не денется, то в раннем бронировании на зарубежных направлениях туроператоры видят иную картину.

 

Объемы продаж в кампаниях раннего бронирования туров за границу пока ниже прошлогодних. Играют роль настроения потребителей: с одной стороны, они надеются, что список открытых стран пополнится, а с другой – смотрят, нет ли тенденции к закрытию и ужесточению ограничений в тех странах, что уже открыты для россиян

 

Тем не менее, раннее бронирование туров на лето по таким классическим пляжным направлениям, как Турция, сейчас дает большие выгоды потребителю, отметила г-жа Ломидзе.  

 

«Цены на этапе раннего бронирования ниже до 35-40%, чем они будут стоить перед сезоном. Тур в Турцию на неделю с All Inclusive в отель 3* можно в марте купить в среднем от 40-45 тыс. р. на человека с перелетом. Летом такой же тур будет стоить уже около 60 тыс. р. на человека как минимум», – подчеркнула она.  

 

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ

 

По данным АТОР, положение в туротрасли в целом продолжает требовать мер поддержки со стороны государства. С рынка ушли после апреля-мая 2020 года порядка 30% турагентств, сокращение штата в туроператорских компаниях также составило в целом по рынку около трети от доковидного числа работников. Перенос ковидных туров с закрытых на открытые направления у большинства компаний технически невозможен по объективным причинам – их деньги продолжают находиться у принимающих компаний за рубежом.

 

Предложенное недавно Ростуризмом продолжение мер поддержки с обнулением взносов в «Турпомощь» и предоставлением возможности использовать для выплат средства ФПО рынок воспринял в целом положительно. Однако в отрасли видят, что этого для преодоления текущего кризиса недостаточно. В связи с этим АТОР уже в феврале обратилась в правительство с предложениями по снижению налогового бремени.  

 

«Надо понимать, что нынешний внутренний спрос по объемам все равно не позволяет покрыть совокупные убытки отрасли от серьезно сократившегося в объемах выездного и полностью исчезнувшего въездного туризма. Один внутренний рынок не спасает. Поэтому АТОР выступила инициатором нового пакета мер поддержки отрасли. Он включает отмену налогов до конца года и снижению размеров взносов туроператоров в различные фонды до 2025 года, по той модели, которая предложена государством для сектора IT. Если отрасль не поддержать в 2021 году, ей опять будет нужно решать вопросы не развития, а выживания», – резюмировала Майя Ломидзе.