Источник: Верховный Суд РФ
Верховный суд РФ рассмотрел жалобу компании, которую оштрафовали за нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей при перевозке пассажиров, багажа или грузов автомобильным либо городским наземным транспортом (части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
Представители бизнеса настаивали, что водителя грузового автомобиля врачи обследовали, просто дистанционно.
Однако ГИБДД посчитала, что закон не предусматривает осмотр водителей с применением телемедицинских технологий без присутствия медицинского работника, в связи с чем и составила протокол.
Общество настаивает, что в нормативных правовых актах отсутствует прямой запрет на проведение предрейсового медицинского осмотра дистанционно с применением телемедицинских технологий, присутствие медицинского работника при таком осмотре не является обязательным.
Позиция ВС
Медицинские осмотры профессиональных водителей являются неотъемлемой частью области обеспечения безопасности дорожного движения, при этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, должны не только обеспечивать обследования сотрудников, но проводить мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), напоминает ВС.
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, указывает высшая инстанция.
Согласно пунктам 12 и 16 порядка осмотра (утвержден приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835н) по результатам прохождения на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, довод жалобы, что в нормативных правовых актах отсутствует прямой запрет на проведение предрейсового медицинского осмотра с применением телемедицинских технологий основан на неверном толковании норм законодательства.
Возможность дистанционного медицинского обслуживания предусмотрена для консультаций, профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (статья 36.2 Закона об основах охраны здоровья граждан, и Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденный приказом Минздрава от 30 ноября 2017 года №965н), поясняет ВС.
«Проведение предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства с использованием телемедицинских технологий путем дистанционного взаимодействия медицинского работника и водителя не предусмотрено Законом о безопасности дорожного движения и Порядком, регулирующим процедуру проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, который предполагает непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем», - отмечает высшая инстанция.
Таким образом, привлекаемое к ответственности общество имело возможность для соблюдения правил и норм предрейсового осмотра водителей, но не приняло все зависящие от него меры, а значит обоснованно привлечено к административной ответственности.
Алиса Фокс