Источник: АТОР
АТОР на прошлой неделе провел для компаний-членов Ассоциации семинар по правовым вопросам использования фотоизображений на сайтах и в социальных сетях туристических компаний.
Ведущие юристы рассказали о нюансах авторских прав на фотографии и о том, какие из них можно использовать на сайтах туристических компаний, а какие – нет.
Подсказали также, где найти бесплатные фотографии.
В последнее время туристическая отрасль сталкивается как с проблемой дефицита качественных фотоизображений для продвижения своих продуктов, так и с тем, что участились иски со стороны авторов и правообладателей к турфирмам.
Проводя семинар, АТОР ставила своей практической целью дать компаниям больше информации о том, как правильно наполнять контент легальными фото и как не нажить проблем с судебными исками.
Модерировала мероприятие исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
С емкими и подробными докладами выступили Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), и Владислав Багно, советник по правовым вопросам Председателя Союза фотохудожников России (СФР), член Секретариата СФР.
Сам семинар длился более 4 часов и содержал массу информации по нюансам законодательства и правоприменения с разбором примеров и конкретных кейсов. Мы же в своем обзоре обобщили основные выводы докладчиков.
КАКИМИ АКТАМИ РЕГУЛИРУЮТСЯ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ФОТОГРАФИИ
Авторские права на фотографии регулируют два основных документа. Это Гражданский Кодекс РФ (4 часть, главы 69, 70 и 71) и постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 23 апреля 2019 года.
КАК ВОЗНИКАЕТ АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ФОТОГРАФИЮ И НАДО ЛИ ЕГО ДОКАЗЫВАТЬ АВТОРУ
Согласно текущему российскому законодательству, авторское право на фотографию (любую – печатную или цифровую) возникает автоматически у любого человека в момент создания снимка.
Из этого следует, что оно не регистрируется (т.е. не имеет никакого смысла просить автора «доказать» некоей бумагой свое право). Доказательством наличия права, например, может являться сам оригинал снимка – негатив или исходный файл цифровой фотографии с метаданными (когда, какой камерой он сделан и др.). Или договор, согласно которому авторские права на исходное фото и его использование переданы физическому лицу или какой-либо организации.
КАКИЕ ПРАВА БЫВАЮТ У АВТОРА: ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ
Имущественные права перечислены в статье 1270 ГК РФ. Это права на воспроизведение, распространение, публичный показ, передачу, импорт оригинала, доведение до всеобщего сведения и пр. Эти свои права автор может передать (продать) другим лицам, они отчуждаемые.
Если такие, имущественные, авторские права кем-то нарушаются (фотография использована на сайте без надлежащих прав) то ответчик в случае проигрыша дела несет максимальные финансовые затраты.
Есть и неимущественные права: это имя и фамилия автора фотографии. Они не отчуждаемые, всегда сохраняются за автором, если он сам не отказался от них, разрешив анонимное использование.
Если кто-то, используя не принадлежащее ему фото на сайте, не указал автора, суд, как правило, присуждает небольшие компенсации в порядке возмещения «морального вреда» (несколько тысяч рублей в российской практике).
Но если кто-то взял чужую фотографию без разрешения и просто указал автора (думая, что это все, что нужно сделать), это никак не освобождает его от ответственности за нарушение имущественных прав.
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА? ВЕДЬ ЭТО «ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО»?
Нет. Использование фото без согласия автора, правообладателя, или без договора с ним – это нарушение. Некоторые компании считают, что фотографии, «взятые из интернета» взяты из «места общественного пользования», или «места свободного посещения», а значит, и ответственности у них за такое использование не будет.
Но по российским законам это вообще не так. Пленум Верховного суда однозначно постановил, что при применении статьи 1276 ГК РФ («Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения») «….судам следует учитывать, что сеть «Интернет» и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».
А значит свободное использование без разрешения любого фотоизображения только потому, что оно «уже выложено кем-то в интернет» – будет нарушением.
МОЖНО ЛИ БЕСПЛАТНО «ЦИТИРОВАТЬ» ЧЬЕ-ТО ФОТО, УКАЗЫВАЯ АВТОРА И ИСТОЧНИК
В законе предусмотрена такая возможность, но ее практическая применимость к тематике и потребностям сайтов туристических компаний близка к нулю. Законодатель предусмотрел такую возможность именно для СМИ и строго для новостных материалов, подчеркивают юристы.
Так, СМИ могут в порядке «цитирования» и строго в «информационных» целях и в «достаточном объеме» использовать фотографии в других СМИ, обязательно с указанием автора и источника «цитаты» (заимствования).
Например, туристическому (и любому) СМИ можно законно и бесплатно взять фотографию из зарубежных источников (подписав и атрибутировав ее и источник заимствования) из новости о крушении поезда, урагане в другой стране или фестивале, выступлении артиста и пр.
Цели же туристической компании, которая «просто подписала автора и источник» чужой профессиональной «видовой» фотографии пляжей Крыма на своей страничке (продвигающей Крым как направление, по которому она продает туры), вряд ли будут интерпретированы судом, как «информационные».
Поэтому юристы настоятельно не советуют турфирмам пользоваться таким способом «бесплатного обретения» фотографий. Понятие «информационных целей» в законе не раскрыто, и суд, в случае разбирательства, вправе трактовать каждый конкретный случай по своему усмотрению. Характеры и сферы деятельности туристической компании и СМИ не совпадают, а поэтому…
ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ, В КАКИХ ЦЕЛЯХ БЫЛА НЕПРАВОМЕРНО ИСПОЛЬЗОВАНА ФОТОГРАФИЯ
Нет, не имеет. Если на сайте компании или блоге физлица появляется фотография, на использование которой автор или правообладатель (фотобанк, например) права этой компании или физлицу не передавал, то в случае судебного разбирательства для суда не будет иметь никакого значения – в коммерческих ли целях незаконно использовалась эта фотография или не в коммерческих.
ЗАЩИЩАЕТ ЛИ ЗАКОН АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ЛЮБОЙ СНИМОК
В законе написано, что охране подлежит только результат «творческой деятельности». Однако закон никак не раскрывает это понятие. Более того, на любые фотографические произведения действует «презумпция творчества».
Это означает, что пока не доказано обратное, любая фотография (увы, но даже случайный нерезкий снимок, сделанный вашим смартфоном в кармане) просто в силу своего создания изначально предполагается результатом «творческой деятельности».
Попытки в судах доказать, что тот или иной использованный на сайте без разрешения снимок какого-либо автора «не имеет художественной ценности», почти бесперспективны: таких выигранных дел в России нет.
Кроме того, такие попытки очень затратны: нужно заказывать специальную платную экспертизу, а вероятность, что суд примет ее результаты, довольно низка. И не факт, что обратная сторона не проведет такую же «контр-экспертизу» со своими экспертами. Дешевле договориться с автором или правообладателем в досудебном порядке.
КАКИЕ ФОТОСНИМКИ НЕ ОХРАНЯЮТСЯ ЗАКОНОМ, И ЕСТЬ ЛИ ВООБЩЕ ТАКИЕ
Да, закон дает ряд исключений, и они связаны с авторством произведения. Охраняются законом только фотографии и видеозаписи, являющиеся результатом творчества человека.
То есть: не являются объектами авторского права и могут свободно использоваться и копироваться те изображения, которые сделаны механизмами без участия человека (например, камеры наблюдения или фотофиксации, стационарные вебкамеры) или нейросетями (ИИ). У таких фотографий, видео и картинок просто нет автора.
Иными словами: фото с вебкамеры с пляжа Сочи или Барселоны или любые картинки, сделанные по вашему запросу любой нейросетью, законом не охраняются, авторских прав на них (по российскому законодательству) не возникает, их нет ни у кого. Такие изображения можно свободно использовать.
При этом не стоит путать объект, созданный нейросетью, например, с коллажом или другой переработкой фотографий и изображений, исходно сделанных человеком, в компьютерной программе (скажем, Photoshop или аналоги). Использование без разрешения автора «человеческой» фотографии в составе коллажа или внесение такую фотографию изменений (перевод в черно-белую гамму, нанесение текста и пр.) – такое же нарушение авторского права, как и любое другое использование фото без разрешения.
КАКИЕ ФОТОГРАФИИ ТУРБИЗНЕСУ НЕ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА САЙТАХ
Любые фото из интернета без четкого указания на то, что эта фотография предназначена для свободного использования (или имеет «открытую лицензию»).
Любые фото, переданные компании или ее сотрудникам третьими лицами без письменного договора. Даже, например, пересланные кем-то в What’s App, и даже с заверениями что «можно использовать» – человек может передумать, продать или передать права на фото. В идеале, основанием для использования для любой фотографии, используемой на сайте должен быть письменный договор. Самый простой, но – договор.
Руководству и владельцам компании следует помнить, что в случае нарушения авторских прав суд не примет во внимание то, что какие-то фотографии могли быть загружены на сайт в результате самовольных действий сотрудников (бывших или действующих) без ведома руководства. Ответственность только на компании.
Не будет иметь значение, что ваша компания не первой нарушила авторские права или не знала об этом. Взяв фото из доверенного источника, который не имел прав на распространение или воспроизведение изображения, перед судом будете виноват тот, кто взял. Действует принцип «виноват тот, кто в цепочке нарушений последний» (а уже далее этот «последний» может предъявлять впоследствии регрессные иски).
КАКИЕ ФОТОГРАФИИ И ИЗОБРАЖЕНИЯ МОЖНО ЛЕГАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА САЙТЕ
Платно:
Фотографии из платных фотобанков. Проверяйте условия использования изображения (некоторые из них могут предназначены только для редакционного использования СМИ, а за нарушение этого правила фотобанк вправе выставить серьезные штрафы).
Платно или бесплатно:
Фотографии, переданные компании по договору авторами. Здесь есть множество видов договоров: договор авторского заказа, договор подрядного типа и пр. Дешевле всего получить права по лицензии (исключительной или не неисключительной).
Но самый выгодный для компании способ в плане полноты прав – договор отчуждения имущественных прав на фотографии, т.е. полная покупка всех прав. Такой договор может быть как возмездным (за определенную плату компания покупает фото), так и безвозмездным (например, дарит партнер или сотрудник), но это условие нужно обязательно прописать в договоре. Не все фотографы идут на такое, поэтому договор отчуждения легче всего использовать, когда кто-то делает для компании фотографии по заданию.
Однако и такой договор не освобождает от необходимости указывать имя автора произведения, если только сам автор в договоре не прописал специального согласия на анонимное использование его произведений.
Условно бесплатно или отчасти платно:
Фотографии, созданные сотрудниками самой компании в рамках своих служебных обязанностей. Обязанность создания произведения должна быть в этом случае прописана (трудовой договор, служебная инструкция и т.п.). За этот свой труд сотрудник должен получать вознаграждение (это также обязательно для того, чтобы права на фото перешли компании).
Бесплатно:
Любые изображения, сгенерированные любыми нейросетями. Они не имеют автора и не могут быть предметом судебных исков по авторским правам. И все же, рекомендуем из вежливости и на всякий случай и здесь указывать источник. Например: «… Сгенерировано «Шедеврум»».
Недостаток: отечественные сети категорически не хотят правильно рисовать людей и реальные здания (причем это, конечно же, вовсе не неумение, а специально заложенная «фича» разработчиков). Но можно попробовать зарегистрироваться в Midjourney.
Фотографии и скриншоты с публичных вебкамер. У них нет автора, действуют те же правила, что и в отношении нейросетей. Находятся по поиску в интернете.
Недостаток – не очень высокое разрешение в большинстве случаев, случайный ракурс и пр.
Фотографии из интернета с правами свободного использования (с открытой лицензией – например, Creative Commons). Массив таких фото – огромный, среди них есть и очень хорошие.
Но где их искать?
1. В поискеGoogle по определенным фильтрам (в Яндекс такого инструмента пока не существует). Для этого в поиске, введя любой запрос, во вкладке «Картинки» следует щелкнуть кнопку «Инструменты». Далее во всплывшем нижнем подменю выбрать «Права использования» и выбрать пункт «Лицензии Creative Commons».
К сожалению, выбор качественных фото при этом наборе фильтров для «редких» запросов будет небольшим или отсутствовать вовсе, но для «массовых» запросов («Казань», «Москва», «Сочи») может быть вполне приемлемым. Не забывайте и о том, что Google может выдать больше вариантов при англоязычном запросе.
Выбрав нужное фото, нужно под ним кликнуть пункт «Сведения о лицензии»: там будет перечислено все, что вы можете делать с фотографией и при каких условиях (обычно это указание имени автора, источника и названия лицензии – например Creative Commons 4.0 Share Alike). Учтите, что некоторые лицензии Creative Commons предполагают возможность коммерческого использования, некоторые – запрещают ее.
2. На специализированных сайтах с фото, которые авторы выложили там для свободного использования. Их великое множество.
По опыту редакции «Вестника АТОР», среди них можно выделить piqsels.com, pxhere.com, pixabay.com, rawpixel.com, pickpik.com, pixahive.com, wallpaperflare.com, publicdomainpictures.net, goodfon.ru, picryl.com (старинные фото), freepik.com, picjumbo.com, unsplash.com, lifeofpix.com, morguefile.com и другие. Есть также сайты, специализирующиеся на бесплатных фото той или иной тематики (еда, транспорт и пр).
Некоторые из названных сайтов требуют простой регистрации для скачивания. Некоторые формально «недоступны пользователям из России» из-за санкционных ограничений со стороны западных компаний, но это довольно легко обходится.
Отметим, что для зарубежных популярных туристических локаций выбор качественных фото в таких бесплатных коллекциях – вполне солидный. По России (закономерно, так как сайты почти все зарубежные) ассортимент скромнее.
Выбрав нужное фото на самом сайте, убедитесь, требуется ли атрибуция автора и скачайте в нужном разрешении (ряд сайтов предоставляет выбор разрешения при скачивании, масштабирование, обрезку под ваш формат и пр.). Если атрибуция нужна, укажите автора (так, как он указан на сайте) и источник (сам веб-адрес сайта). Если нет – просто источник (сайт).
В случае с бесплатными фотобанками, впрочем, тоже есть некоторые риски: теоретически, автор может удалить свое фото с такого сайта, а затем подать в суд.
3. Фотографии из специальных российских фотобанков с очищенными правами, которые делают некоторые туристические администрации регионов России.
Коллекции бесплатных фотографий для почти неограниченного легального бесплатного использования уже есть у Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Все эти фотографии можно невозбранно использовать как для некоммерческих, так и для коммерческих целей, нельзя только перепродавать или присваивать авторство фотографий (то есть выдавать их за свои). Нужно только обязательно указывать источник фото (например: «Фото: «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»).
КАКИЕ ЕЩЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОГРАФИЙ
Предположим, туристическая компания приобрела по договору отчуждения несколько фотографий, на которых изображены, в том числе, люди и памятники (скульптура, архитектура), музейные экспонаты. Несмотря на наличие договора, для компании-приобретателя все равно существует возможность столкнуться с судебными исками. По каким причинам?
Защищенные объекты (памятники, здания и пр)
Во-первых, потому, что не фотографии, а уже сами объекты, изображенные на фото, могут в ряде случаев могут охраняться законом (например, за авторскими правами следит наследник скульптора, архитектора или художника). Пример – скульптура «Родина Мать зовет!» в Волгограде и еще ряд памятников в России. Для их изображения на фото не для личного пользования нужны разрешения наследников (которые стоят денег).
Несмотря на то, что такие памятники расположены, безусловно, в «местах общего посещения», по иску наследников Роспатент аннулировал даже товарный знак музея Сталинградской битвы с изображением скульптуры.
Законом, поясняют юристы, допускается свободное распространение и использование законно приобретенных фотографий с этими (и некоторыми другими памятниками), но только в одном из двух случаев:
1. Если здание, статуя и т.п. (сам защищенный объект), расположенный в местах общего посещения не является основным объектомиспользования. Например, свободно можно использовать (при наличии договора с фотографом), панораму Волгограда со статуей «Родина Мать зовет!», но не фото самой этой статуи в отдельности крупным планом (где она – основной объект фотографии).
2. Если фотография не используется в целях извлечения прибыли. Здесь сложный момент для турфирм. Все зависит от контекста: использование фото с той же отдельно стоящей статуей «Родина Мать зовет!» в рекламе конкретного тура в Волгоград суд может посчитать как раз «извлечением прибыли». Лучше в таких целях такие фото не использовать, а все же смотреть на изображения из пункта 1 – где такие памятники вписаны в окружение еще чего-либо(парка, панорамы города, улицы и пр.), советуют юристы.
Суду достаточно только одного критерия из этих двух для признания использования объекта на фотографии законным без согласия правообладателя. Или тот, кто использовал фото памятника «в полный рост» как основного объекта фотографии докажет, что не не имел целей извлечения прибыли, или наглядно покажет, что памятник – не основной объект на изображении.
Музейное право: стоит бысть осторожным с гос. музеями
Кроме авторского права есть и отдельное «музейное право». Оно касается только государственных музеев и означает, в том числе, что права на распространение (опубличивание) фотографий той или иной картины, скульптуры, предмета искусства, целого здания принадлежат музею. И использование таких фотографий (даже если они сделаны сотрудниками турфирмы иди проф. фотографами по ее заказу по договору) требует разрешения музея. Крупные музеи берут за это деньги, следят за инфополем и уже инициируют судебные иски.
Например, нельзя использовать без разрешения музея фотографии здания Третьяковской галереи. Или фото картин из экспозиции того или иного музея (юристы напоминают, что музеи разрешают съемку только для личного пользования).
Но частных музеев все эти правила не касаются (так как в России они не имеют законодательного определения и правового статуса).
Изображение конкретного человека на фотографии: когда не нужно согласие
Наконец, иск может подать и человек, оказавшийся на фотографии («фотографию с моим лицом / моим ребенком опубликовали без моего согласия»).
Но следует помнить, что по закону такое согласие не требуется, если «изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования».
То есть правила в принципе те же, что и в случае со статуей «Родина-Мать зовёт!»: портрет гражданина сам по себе без согласия – нельзя, а вот в окружении других людей на улице (пляже, в музее, на концерте и пр.) – можно и без согласия.
Также согласия не нужно, если человек позировал за плату (но тогда у компании должен быть договор с ним).