Источник: АТОР
К такому выводу пришли в Аналитической службе АТОР после изучения данных продаж крупнейших туроператоров России за 15.10 - 23.11.2020 г. Вклад запущенной Ростуризмом программы туристического кешбэка в прирост продаж основных игроков рынка оказался высоким.
Крупнейшие туроператоры фиксируют в 2020 г. существенный прирост продаж туров по России в годовом выражении на втором этапе программы туристического кешбэка, запущенной Ростуризмом с 15 октября. Аналитическая служба АТОР исследовала данные о продажах крупнейших игроков туристического рынка за период 15.10 – 23.11.2020 г.
Так, у туроператора TUI в указанный период количество заявок на туры по России выросли на 350% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (т. е. 15.10 -23.11.2019 г.). «Интурист» фиксирует годовой прирост количества проданных туров на уровне +91%, АЛЕАН – на 47%, «Дельфин» – на 43%. В PEGAS Touristik говорят о росте продаж туров по России «в разы» по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
В ANEX Tour отчитались о росте продаж туров по РФ в 40 раз (3900%) в годовом выражении за период 15.10 – 23.11, хотя туроператор присоединился к акции с кешбэком только с 01.11. Такая яркая динамика у этой компании, разумеется, объяснима и эффектом низкой базы в 2019 году (осенью прошлого года туроператор только начинал активно продавать туры по РФ), и необычно широкой внутрироссийской полетной программой AZUR air в этом зимнем сезоне: Сочи, Шерегеш, Новокузнецк, Калининград, Челябинск, Минеральные Воды.
Аналитики сходятся в том, что на фиксируемый внушительный прирост продаж туров по РФ у всех крупных туроператорских компаний повлияли два основных фактора. Это вынужденная переориентация части туристов на Россию из-за закрытых границ, а также стимулирующая программа туристического кешбэка, которую Ростуризм запустил с 15 октября.
Причем чистый «вес» (прямое влияние) первого и второго упомянутых факторов в приросте продаж у разных туроператорских компаний будет разным – из-за их специализации, специфики ассортимента и особенностей канала продаж.
У многопрофильных туроператоров с клиентской базой, ориентированной преимущественно на выездной туризм, вес фактора кешбэка будет ожидаемо ниже среднего уровня (основную роль в приросте продаж играет переориентация туристов на Россию), а у туроператоров внутреннего туризма – выше, хотя и у них влияние перераспределения турпотоков также играет значимую роль в росте количества заявок на Россию.
КАК КЕШБЭК ПОВЛИЯЛ НА РОСТ ПРОДАЖ ТУРОВ ПО РОССИИ
По данным Аналитической службы АТОР, у крупных туроператоров сейчас доля туров, реализованных по акции с кешбэком, в общем числе оплаченных в период 15.10 – 23.11 заявок на туры по РФ колеблется от 16-17% до 61%, а в среднем по 6 компаниям составляет 44,9%.
Показательно, что около ¾ проданных по акции с кешбэком туров приходится на туроператоров, специализирующихся только на России. У них же – самая высокая доля туров, проданных по акции с кешбэком. Так, у туроператора «Дельфин» доля туров по акции туристического кешбэка среди всего объема заявок по России в период 15.10 – 23.11.2020 г. составила 36%, а у Национального туроператора АЛЕАН – 61%.
Напомним, что по оценкам руководителя АЛЕАН Ильи Уманского, доля туристов и, переориентировавшихся на Россию с зарубежных направлений, составляет в объемах компании в этом году около 30%.
В среднем у крупных туроператоров акция Ростуризма с кешбэком обеспечила прирост количества заявок на туры по России на уровне около 40%, полагают аналитики АТОР. При расчете учитывались объемы и доли продаж конкретных компаний, а также вес различных факторов для разных игроков.
В АЛЕАН подчеркивают, что программа туристического кешбэка сыграла важнейшую роль в том, что продажи туров по России у туроператоров, несмотря на непростую эпидобстановку, растут, а не падают.
«Акция с кешбэком беспрецендентна в истории российского туризма, и ее уже можно назвать успешной. Она действительно стимулирует продажи. Важно, что акция продемонстрировала, в том числе, и доверие потребителей к туроператорам, как к надежным производителям турпродукта», – отмечают в АЛЕАН. На то, что клиенты туроператорам доверяют и готовы бронировать у них туры по России в нынешней обстановке, обращают внимание и в «Дельфине».
КОМУ ПОМОГАЕТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЕШБЭК
В целом, исходя из анализа продаж крупных туроператоров, львиная доля заявок с кешбэком приходится на втором этапе акции на регионы Юга России. Безусловный лидер, как и летом – Краснодарский край. При этом туристы бронируют в основном либо ближайшие даты, либо сразу Новый Год.
«Влияние кешбэка различается в зависимости от региона, но уже можно сказать одно: популярные регионы из-за акции становятся еще популярнее, а тем, кто «просел» и оказался в аутсайдерах, акция не помогает», – подчеркивает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». Об этом говорит и динамика продаж этой компании в период 15.10-23.11. 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Например, по данным «Дельфина» (напомним, общий годовой прирост компании в указанный период составил 43%), прирост продаж туров в Сочи в годовом выражении оказался выше среднего – на уровне +78%, туров в Крым +82%, туров в Красную Поляну +125%. Среди регионов-аутсайдеров (отрицательный годовой прирост) оказались Москва (-64%), Санкт Петербург (-40%), Золотое Кольцо (-38%).
Из этой картины очевидно, что кешбэк помогает реализоваться уже сформировавшемуся массовому спросу на направления с хорошей транспортной доступностью (Юг России, приморский и горнолыжный отдых), подстегивает его фиксированной скидкой от государства. При этом «ковидные» ограничения сразу же этот спрос «убивают» (закрытые музеи на маршрутах Золотого Кольца, ограничения в двух столицах).
В то же время, если туроператор ставит на не очень массовых направлениях свою перевозку, улучшая их транспортную и ценовую доступность, интерес к ним растет. Об этом, например, свидетельствуют данные ANEXTour: среди лидеров продаж по акции с кешбэком оказались Шерегеш, Кавказ, Калининград, Сочи, то есть те направления, где в зимнем сезоне поставлены полетные программы AZUR air – стратегического партнера туроператора.
«Гарантированная скидка в 20% от государства на туры и размещение в отелях оказалась, как мы видим, серьезным стимулом для россиян путешествовать по стране. Главная ценность акции Ростуризма с кешбэком в ее «осеннем варианте» в том, что она зримо стимулирует потребительский спрос во внутреннем туризме. Кешбэк дает «зажатому» пандемией, но потенциально высокому спросу на отдых реализоваться даже в нынешних условиях, что очень важно не только для экономики, но и для морального и физического здоровья россиян. И конечно, для того, чтобы выработать привычку путешествовать по своей стране», – резюмирует Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР).