Каждый второй предприниматель с оптимизмом смотрит в будущее

Источник: Минэкономразвития

 

Подведены итоги совместного исследования Минэкономразвития России, Сбера, ФОМ «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) в первом квартале 2025 года.

 

Ожидания и планы

 

«Результаты исследования ПРИМ дают нам важную обратную связь от представителей малого и среднего бизнеса.

Мы видим позитивную динамику: 48% предпринимателей смотрят в будущее с уверенностью и оптимизмом — это больше, чем в предыдущие два квартала, и соответствует уровню второго квартала 2024 года.

Также с 16 до 24% выросла доля тех, кто ожидает улучшения в экономике в ближайшие шесть месяцев.

Особенно важно, что большинство предпринимателей (54%) строят планы более чем на полгода, в том числе 17% — на срок от полугода до года, 21% — на 1–2 года, 10% — на 3–5 лет, 6% — больше чем на 5 лет.

Эти данные говорят о растущем доверии бизнеса и укреплении уверенности в будущем, что важно учитывать при формировании мер поддержки», — отметила заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.

Самозанятые оптимистичнее предпринимателей: в будущее с уверенностью и оптимизмом смотрят 58%.

В других вопросах оптимизма тоже чуть больше: 30% самозанятых ожидают улучшений в экономике в перспективе 6 месяцев (24% у предпринимателей), 51% строит планы на будущее (48%).

 

Состояние бизнеса и проблемы

 

По данным опроса за первый квартал 2025 года, предприниматели чаще говорили, что ожидают стабильности финансового положения (рост с 30 до 36% по сравнению с прошлым кварталом) и реже — его ухудшения (снижение с 30 до 23%) в ближайший год.

Те, кто допускает закрытие своего бизнеса, чаще всего связывают это с ростом цен у поставщиков и на комплектующие (64% при 69% в прошлом квартале).

В топ-3 проблем также входят падение спроса (43 и 41% соответственно) и увеличение издержек на сбыт (35 и 36%).

Предприниматели стали реже жаловаться на проблемы с поставками из-за рубежа (27% вместо 34%), что говорит об адаптации рынка к изменившимся экономическим условиям.

 

Предыдущий опыт работы и успешность бизнеса

 

Большинство предпринимателей (90%) до открытия бизнеса работали по найму. 

25% в прошлом владели другим бизнесом.

Последних больше среди владельцев бизнеса с хорошим финансовым положением (32%) и жителей городов с населением от 500 тыс. человек (30%).

Половина предпринимателей сменили сферу деятельности в ходе ведения бизнеса (среди тех, кто работает с физлицами, — 56%).

Основные причины: личное желание (22%), внешние обстоятельства (14%), стремление заработать (12%), неудовлетворенность низким доходом на предыдущем месте (9%), скука или перспективность новой сферы (по 8%).

Подавляющее большинство предпринимателей (96%) поделились способами борьбы со стрессом.

Только 1% респондентов сказали, что таких способов у них нет.

Еще 3% не испытывают стресса.

Три самых действенных способа, по мнению предпринимателей, — активный отдых и путешествия (54%), сон и покой (47%), спорт (43%).

Также помогают чувство удовлетворения от результатов работы (42%), поддержка близких (39%) и положительные отзывы клиентов (33%).

«Как показало наше исследование, российские предприниматели настроены позитивно и оптимистично.

Главной причиной открыть свое дело бизнесмены назвали желание работать на себя и чувствовать себя свободными (39%).

Другими важными стимулами стали необходимость зарабатывать на жизнь (20%), желание получать высокий доход (16%), а также проявить себя и самореализоваться (15%).

Мы понимаем эти стремления и предлагаем решения, которые сделают путь к успеху проще и удобнее, поддерживая развитие наших действующих и будущих клиентов», — сообщил директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.