Источник: ФНП
Уход из жизни бизнесменов, не оставивших распоряжений по поводу распределения своего имущества, приводит к наследственным и корпоративным конфликтам.
Как предотвратить конфликты между наследниками, каким образом предприниматель может подготовиться к передаче бизнеса и чем ему в этом может помочь нотариус — обсудили на форуме «Наследники: преемственность поколений в семье и бизнесе», который прошел 13–14 ноября в Москве.
Спикерами мероприятия стали предприниматели и владельцы бизнесов, адвокаты, юристы по корпоративному праву, а также нотариусы — ключевые фигуры в наследственном праве.
В течение двух дней участники говорили о тонкостях вступления в права наследования, а также инструментах наследственного планирования.
Сохранение активов для наследников
Важно не только накопить для потомков как можно больше активов, но и сделать так, чтобы у наследников не возникло проблем с розыском наследственного имущества и с оформлением прав на него.
Часть семейных активов теряются и не переходят законным наследникам, потому что они не знают об их существовании, отметила нотариус города Екатеринбурга Елена Глушкова.
Чтобы избежать таких ситуаций, важно еще при жизни проводить «инвентаризацию» имущества — собрать список активов и поддерживать его в актуальном состоянии.
В таком списке нужно учитывать не только движимое и недвижимое имущество, но и долговые обязательства, бизнес-активы, брокерские счета.
«Главный вопрос, на который нужно здесь ответить — а готов ли капитал к трансферу», — подчеркнула в своем выступлении социолог Лика Гальчук.
На форуме она представила исследование «Психологические и управленческие причины потерь капитала состоятельными семьями» от Penguin Analytics, в основу которого лег опрос бизнесменов с состоянием $3-99 млн.
Согласно нему, 87% респондентов сохраняют информацию о личном и семейном капитале плохо или удовлетворительно.
Самым распространенным местом хранения остаётся коробка с бумагами в шкафу (24,8%), а также табличка или список на бумаге (24,3%).
Несмотря на широкое использование электроники и технологий в обычной жизни, к хранению данных об активах в облачном хранилище прибегают только 19,8%, еще 18% признались, что информация об активах хранится «разрозненно».
«Люди далеко не всегда готовы обсуждать вопросы, связанные с наследством и смертью, или не считают это необходимым», — сказала управляющий партнер юридического агентство Юс Когенс Светлана Корабель.
Многим кажется, что это не срочный вопрос, поэтому можно его откладывать, однако на деле процесс занимает время: часто работа над завещанием приостанавливается на годы, добавила она. Например, в ситуациях, когда требуется переформатировать бизнес, навести порядок в группе компаний.
Предотвратить конфликты из-за раздела имущества
Недостаточно собрать информацию об имуществе для их простой и безболезненной передачи наследникам.
Итог наследственного планирования — документ, регламентирующий передачу активов.
Российское законодательство предлагает несколько таких инструментов.
Самый распространенный из них — завещание.
Так, за 8 месяцев этого года нотариусы удостоверили 389,8 тыс. завещаний. Это на 8% больше, чем за аналогичный период 2023 года и на 13% больше, чем было пять лет назад.
Завещать можно различное имущество — как движимое, так и недвижимое, как все имеющееся, так и часть имущества, или даже то, которое вы только планируете приобрести в будущем.
Само завещание можно составить в пользу практически любого человека, не обязательно родственника, или организации.
Наследственное право — традиционная компетенция нотариата, который предпринимает все предусмотренные законом меры по охране прав участников наследственных правоотношений.
Нотариус делает все, чтобы права и интересы наследников были защищены в равной степени.
«При удостоверении завещания нотариус стремятся предотвратить любой спор: внимательно изучает все правоустанавливающие документы, подсвечивает юридические тонкости. Например, в случае необходимости, советует прописать в документе еще не появившихся на свет, например, детей, внуков или правнуков. Также важно уточнить, имеет ли супруга/супруг право наследование в случае развода», — отметила нотариус города Санкт-Петербурга Елена Антонова.
Завещание может быть и совместным.
Раньше, даже если муж и жена владели имуществом совместно, каждый из них мог распорядиться только своей долей.
С 2019 года у пары есть возможность составить одно завещание на двоих.
Среди других инструментов — наследственный договор.
Принципиальная разница между наследственным договором и завещанием такова: в первом случае наследники участвуют в составлении документа, являются одной из сторон сделки и, соответственно, осведомлены о воле наследодателя и условиях, которые они должны выполнить.
В то время как завещание является тайной и его содержание наследникам может не раскрываться.
Планирование того, кто и как будет управлять имуществом без основного владельца, может быть важным не только в случае его смерти, указала в своем выступлении нотариус Санкт-Петербурга Надежда Шакун.
«Представим такую ситуацию: Ольга — единственный учредитель и гендиректор предприятия. На горнолыжном курорте она получила травму и впала в кому. Ольга одна воспитывала дочь, с родственниками у нее давний конфликт. Как управлять бизнесом? Где брать деньги на ее лечение? Кто будет воспитывать и содержать ее дочь?» — рассказала нотариус.
Это только часть вопросов, с которыми придется столкнуться ее близким.
Такая же неопределенность будет в случае, если человек резко потерял дееспособность.
Забота о наследниках: личный фонд и опцион
Вопросы передачи бизнеса новому поколению собственников стоят особенно остро, когда речь идет о крупных активах.
В этом случае оптимальным инструментом является наследственный и личный фонд.
Наследственный фонд — это специальная форма юрлица, которая позволяет сохранить бизнес-активы и управлять ими в случаях, когда их владелец умирает.
Личный фонд, по аналогии с фондом наследственным, позволяет финансово обеспечить близких, не занятых в управлении компанией, но начинает функционировать уже при жизни, сказала нотариус города Перми Мария Боронина.
На середину ноября в ЕГРЮЛ зарегистрировано 95 личных фондов.
Для регистрации фонда минимальная стоимость активов должна составлять 100 млн руб.
«У личного фонда куда более широкий круг возможностей: выгодоприобретателем может стать практически кто угодно. Основное, что необходимо сделать учредителю — обосновать свой выбор», — отметила Мария Боронина. Кроме того, личный фонд — это не наследство, поэтому правило об обязательной доле не действует. Личный фонд также не отвечает по долгам наследника: таким образом можно уберечь «неразумных» наследников от потери активов, отметила нотариус.
При создании личных фондов предусмотрено обязательное участие нотариуса.
Именно он контролирует, что воля учредителя совпадает с положениями устава и условий управления фонда, а сами документы не противоречат нормам закона.
Личные фонды дают широкие возможности для формулирования условия, соглашаются нотариусы.
«Наследственное планирование — всегда творчество», — заключила Мария Боронина.
Другой важный аспект — 75% бизнесов в России созданы в партнерстве, однако многие договоренности между партнерами не формализованы в юридических документах, отметил в своем выступлении на форуме нотариус города Москвы Василий Ралько.
«В наследственное планирование должны быть включены ключевые стейкхолдеры», — указал он.
Также, по его словам, распространено фронтирование владения, когда компании по самым разным причинам оформляются на «надежных людей»: топ-менеджеров компании, знакомых, лояльных подчиненных.
Даже если все договоренности соблюдаются при жизни, проблемы могут возникнуть уже после смерти такого «формального собственника» — его наследники могут претендовать на доли компании, подчеркнул Василий Ралько.
Одним из способов передачи в таком случае являются опционы на заключение договора купли-продажи доли в ООО.
Удостоверенные нотариусом, они дают предпринимателям возможность сохранить последующий контроль над бизнесом, если возникла необходимость официально выйти из состава учредителей.
Опцион — договор между двумя людьми, в рамках которого заключается соглашение о выкупе бизнеса в течение определенного срока.
«Это нужно, чтобы бывший владелец бизнеса имел возможность не вести с менеджером или временным владельцем долгие переговоры», — отметил Ралько.
Нотариус при заключении опционных соглашений выступает гарантом соблюдения законности сделки, проверяет наличие всех обязательных условий в соглашении и безотзывной оферте, правоспособность и дееспособность сторон сделки, право на распоряжение долей, а также разъясняет нюансы законодательства, в том числе порядок действий при реализации опциона.
Когда наступают основания для акцепта (выкупа доли), нотариус проверяет, что все предусмотренные соглашением сторон условия соблюдены.
В наследство можно получить и долги.
О том, как быть если наследодатель проходил через процедуру банкротства, рассказала нотариус города Иркутска Наталия Милова.
В этом случае наследник не несет ответственность по долгам умершего, отметила она.
Однако все имущество банкрота включается в конкурсную массу, за счет которой покрываются долги умершего.
Наличие завещания, наследственного договора, наследственного фонда или опциона не защитят имущество от включения в конкурсную массу.
Шансы есть в случае учреждения личного фонда или закрытого ПИФа, добавила Наталия Милова.
Но и эти инструменты не дают 100% гарантии: суд может отменить сделку по передаче имущества, заключила она.
Разговаривать нельзя скрывать
Сведениями о семейных активах часто обладают только основатели капитала.
92,9% не представляют, что знают или не знают члены их семьи и как они будут действовать в критической ситуации, привела данные Лика Гальчук.
В исследовании Сколково «Второе поколение российских владельцев капитала» отмечалось, что почти в двух третях случаев родители в состоятельных семьях либо никогда не обсуждают со своими детьми вопросы благосостояния, либо делают это «редко».
Это несет за собой «информационный вакуум» для наследников и создает почву для конфликтов.
«Я бы рекомендовал основателям изменить приоритеты: от управления семейным бизнесом перейти к управлению семейным капиталом. Главная цель — сохранение и приумножение активов семьи, где семейный бизнес — лишь из активов», — сказал партнер Ассоциации экспертов по преемственности бизнеса и корпоративному управлению «Время собственности» Сергей Иванов.
Несмотря на то что наследственное планирование целиком лежит на держателе капитала, для исполнимости его воли необходимо кооперироваться с теми людьми, которых оно коснется в будущем.
Чаще всего после смерти оспариваются именно документы, ставшие «неприятным сюрпризом» для наследников и те, о которых узнают в последний момент, отметила Елена Глушкова.
«Важно поговорить с семьей, детьми, выслушать их желания. Если есть семейный бизнес, то необходимо прямо спросить супругу/супруга, детей и других потенциальных наследников, хотели бы они продолжить семейный бизнес после вашей смерти или, скорее, продать его?» — добавила она.
И в зависимости от ответа предпринимать действия уже при жизни.
Если потомки не против продолжить бизнес, следует устроить им встречу с соучредителями по бизнесу. В противном случае — продумать корпоративную процедуру выкупа долей наследников.
Этим и другим актуальным вопросам наследственного планирования также посвящена книга Елены Глушковой «Богатство твоей династии», которую спикер презентовала в рамках первого дня форума.