На фоне последствий пандемии участились жалобы заемщиков на нарушения при взыскании

Источник: ОНФ

 

На фоне пандемии коронавируса и экономического кризиса участились жалобы в проект ОНФ «За права заемщиков» на нарушения, допущенные при взыскании с заемщиков, сообщила руководитель проекта Евгения Лазарева. За три квартала 2020 г. количество таких обращений выросло почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

 

«При этом граждане в своих жалобах часто отмечают, что звонящие коллекторы откровенно им говорили, что работают в структуре легального взыскателя, но действуют в нерабочее время и используют «серые» сим-карты, поэтому доказать причастность работодателя не удастся и правоохранители помочь не смогут», – отметила Лазарева.

 

Вместе с тем, по ее словам, сами должники часто заблуждаются и воспринимают вполне корректное и не противоречащее закону предупреждение о праве взыскателя обратиться в суд как угрозы. Сама по себе сфера взыскания довольно конфликтна, поэтому очень большой процент обращений должников составляют необоснованные жалобы. Многие до сих пор воспринимают федеральный закон № 230 о защите прав физлиц при возврате просроченной задолженности как разрешение не платить по долгам и ведут себя по отношению к кредиторам некорректно.

 

«Однако нельзя сказать, что жалоб на нелегальных взыскателей нет. Но их процент, по нашим наблюдениям, год от года не меняется. С момента вступления 230-ФЗ в силу мы получаем в среднем в год жалоб на нелегальных взыскателей пять-семь процентов от общего количества обращений. В основном граждане сообщают о взаимодействии неизвестных лиц с близким окружением и коллегами, публикациях, порочащих честь и достоинство должников и их близких в соцсетях, а также порче стен в подъездах, порче дверных замков и угрозах по телефону», – уточнила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

 

Она подчеркнула, что объективно оценить тенденцию роста количества нелегальных кредиторов невозможно: «Судить об объемах рынка нелегального кредитования только по количеству жалоб и выявленных регуляторами нарушителях будет некорректно. Наша правозащитная практика показывает, что граждане обращаются за помощью только тогда, когда обращение к нелегальному кредитору перестает удовлетворять потребностям и начинает доставлять проблемы. А до этого момента никому и в голову не приходит проверить наличие кредитора в реестре и законных оснований на проведение деятельности по выдаче займов».

 

«Один из ярчайших свежих примеров – деятельность нелегального кредитора в Удмуртии. К нам обратилась небольшая группа граждан, которые пожаловались на деятельность нелегала, но в процессе юридической экспертизы и всех обстоятельств мы выяснили, что круг пострадавших гораздо больше и все они обращались за займами к этому бизнесмену долгие годы, были его постоянными клиентами. Однако, как только начались проблемы с возвратом долга, все пострадавшие стали проверять наличие юрлица в госреестре и обращаться за помощью в правоохранительные органы и к нам. И таких примеров в нашей практике масса», – рассказала Лазарева.