Вагнер: «За данными о российских гражданах началась охота»

Источник: АТОР

 

Ассоциация туроператоров направила в Министерство экономического развития РФ письмо с просьбой перенести сроки введения системы «Электронная путевка» как минимум на год.

Такая мера сняла бы опасения за персональные данные туристов и позволила бы избежать революционных потрясений на туристическом рынке.

 

Соответствующее обращение на имя Министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова было направлено 22 июня 2023 года.

 

АТОР выражает признательность за введение отсрочки для обязательной передачи сведений в систему «Электронная путевка» по турам, сформированным в сфере внутреннего и въездного туризма.

И одновременно выражает обеспокоенность за безопасность данных российских туристов в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры, поскольку для туроператоров по выездному туризму использование «Электронной путевки» станет обязательным уже с 1 сентября 2023 года.


В РОСКОМНАДЗОРЕ ОТМЕТИЛИ РОСТ ИНТЕРЕСА ХАКЕРОВ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ РОССИЯН

 

«Не подвергая сомнению качественную и профессиональную работу в сфере защиты информации оператора системы «Электронная путевка», туроператоры и российские граждане опасаются взломов и атак, которым может быть подвергнута система», – говорится в документе.

 

Ранее представители туристического бизнеса, которые уже ознакомились с работой системы «Электронная путевка», отдельно отметили, что силами компании-разработчика безопасность данных обеспечивается на высшем уровне с применением самых современных технологий.

 

Однако 20 июня в Роскомнадзоре заявили, что западные спецслужбы активно используют в неизвестных целях данные россиян, получаемых путем кражи информации, накапливаемой российскими организациями.

 

«Стал интересен буквально каждый оператор данных и каждый гражданин России. Ситуация с точки зрения хранения и обработки данных не поменялась, но при этом за данными о российских гражданах началась охота», – сказал в интервью агентству ТАСС замглавы ведомства Милош Вагнер.

 

В АТОР отметили, что, «Электронная путевка» будет уникальной системой по объему аккумулированной чувствительной информации.

В базе предполагается хранить паспортные данные взрослых и несовершеннолетних граждан, информацию о составе участников тура, его стоимости, времени и месте пребывания россиян.

В совокупности этот объем сведений может стать привлекательным объектом для хакерских атак, в том числе, для намеренного придания публичности персональным данным российских граждан.

«В ситуации, когда невозможно исключить намеренное причинение вреда российским гражданам путем публикации, сбора и анализа сведений, составляющих их персональные данные, целесообразно будет приостановить запуск системы «Электронная путевка», – считают в АТОР.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕМЫ, НО ТРЕБУЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ И ЗАТРАТ

 

Вместе с тем, участники рынка, которые уже пользуются системой в тестовом режиме, отмечают ряд особенностей, которые нуждаются в доработке для плавного внедрения.

На повестке остается проблема правильного отображения общей цены турпродукта.

 

Участники рынка по-прежнему опасаются, что внедрение «Электронной путевки» для туроператоров по выездному туризму повлечет необходимость изменения договоров между туроператорами и турагентствами.

Большинству не погруженных в реалии отрасли «экспертов» этот аспект представляется малозначительным и решаемым «в рабочем порядке».

Однако каждому туроператору очевидно, что это по сути перестройка рынка, продиктованная отнюдь не производственной необходимостью.

 

Часть крупных игроков за последние 6 месяцев неоднократно просили изменить систему ЭП таким образом, чтобы не было необходимости перестраивать все взаимоотношения с партнерами, либо предоставить методические рекомендации в части решения этой задачи.

Очевидно, что этот вопрос требует времени.

АТОР в своем письме просит именно об отсрочке, с тем, чтобы, в числе прочего, за год устранить и эти проблемы.

 

Ранее эксперты отрасли отмечали что полноценное подключение туроператоров к системе «Электронная путевка» потребует значительных финансовых затрат на интеграцию и доработку программного обеспечения внутренних информационных систем.

Эти вопросы решаемы, но требуют дополнительных сил и средств со стороны бизнеса – по разным оценкам от 1 млн до 3-5 млн. руб в год, в зависимости от наличия и мощностей айти-отделов туроператорских компаний.

 

«Необходимо отметить ту огромную работу, которую проделал оператор системы, компания НТТ, вместе с партнерами по совершенствованию «электронной путевки», решению массы технических проблем, о которых туроператорское сообщество говорит с 2015 года.

Однако мы говорим сейчас о другом – о равных условиях и одинаковых правилах для туроператоров во всех видах туризма, и об отсутствии рисков для всех российских граждан.

Ситуация на рынке после пандемии и в новейших обстоятельствах – непростая.

Потрясения никому не нужны.

А риски для данных по 8-9 млн поездок российских граждан, не говоря уже о необходимости коренным образом менять весь порядок работы отрасли, – точно не то, что необходимо рынку и нашим потребителям», – отметили в дирекции АТОР.

 

«Основной приоритет государства – развитие внутреннего туризма. Если по мнению законодательных и исполнительных властей «электронная путевка» способствует сбору более полных отраслевых данных, то довольно неожиданно, что отсрочку дали для безусловно приоритетного вида туризма, где статистика и учет имеют первостепенное значение, в том числе и с точки зрения привлечения инвестиций.

Если система недостаточно готова для сбора и систематизации этих данных, то почему бы не отложить ее запуск для всех.

Особенно с учетом перечисленных рисков для российских граждан», – заявил один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным.

 

«Туроператорское сообщество настоятельно просит отложить введение системы «Электронная путевка» в эксплуатацию хотя бы на один год для всех туроператоров, чтобы российские туристы смогли путешествовать, не опасаясь за сохранность собственных персональных данных», – подытожили в АТОР.