Необходимо распространить ограничение по взаимодействию с должником на все используемые коллекторами технологии

Источник: ОНФ

 

Использование автоматизированных систем – обычное явление в работе взыскателей долгов, но иногда они злоупотребляют этим. В законодательстве существует лазейка, благодаря которой коллекторы оказывают давление на должников путем многочисленных звонков, совершаемых роботами, поэтому необходимо распространить ограничение по взаимодействию с человеком на все используемые для контактов технологии, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

 

Звонки должникам, которые совершаются с помощью роботов-коллекторов, попадут под регулирование, передает РБК. Как следует из рабочей версии проекта федерального закона «О взыскании», который разрабатывает Минюст при участии Федеральной службы судебных приставов, использование взыскателями автоматизированных систем предлагается считать непосредственным взаимодействием с человеком. Идея законопроекта сейчас обсуждается с представителями бизнеса. Сейчас ограничения распространяются на обзвон от лица живых представителей коллекторского агентства или кредитора.

 

«В статье 4 федерального закона №230 прямо обозначено такое понятие, как «способ взаимодействия с должником». Там указаны способы, для которых не требуется получать согласие самого заемщика при заключении договора. При этом к этим способам применяются определенные количественные и качественные требования, ограничения. Но сегодня часто именно робот используется как для напоминаний о необходимости оплаты, так и в качестве первичного звена диалога, когда он задает вопросы, записывает аудиоответ того, кому он звонит (но, к слову, не уведомляет о записи звонка), и в случае, если абонент, которому звонят, продолжает диалог, он уже переводит на живого сотрудника», – пояснила Лазарева.

 

По ее словам, недобросовестные взыскатели могут использовать звонящего робота для злоупотреблений, чтобы фактически наказать должника. Например, после контакта с человеком с этого же звонившего номера могут совершаться звонки с автоматическими сбросом. То есть у должника на телефоне образуется множество пропущенных звонков, при этом формально это не засчитывается за контакт, поскольку соединение с абонентом отсутствовало, но по факту давление происходит.

 

«При корректном использовании данных технологий исключается эмоциональный накал и возможность, иногда обоюдного, хамства и оскорблений. Технологии проникают в нашу жизнь безостановочно, и это вряд ли стоит ограничивать. Главное, о чем стоит заботиться, – это соблюдение прав человека. Внесение в закон понятия, описывающего взаимодействие с коллектором-роботом, позволит добиться этого. Таким образом, спрос с роботов будет идентичен спросу и требованиям к людям, которые их используют и создают», – заключила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».