Налоговая политика и практика: признаки дробления бизнеса

Источник: ФНС

 

Под дроблением бизнеса принято понимать искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов.

 

Принципы определения схем дробления бизнеса приведены в письме ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 и полностью совпадают с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О. Так, законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действие принципа диспозитивности и позволяет налогоплательщику выбрать тот или иной метод учетной политики: использование налоговых льгот или отказ от них, применение специальных налоговых режимов и т. п. Однако это не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

 

Характерными признаками таких схем являются:


  • наличие единого контролирующего лица;
  • дробление единого процесса;
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
  • использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
  • формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.