Источник: АГН Москва
Городские органы власти в столице осуществляют 45 видов государственного контроля и надзора. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на своем персональном сайте.
«Решил написать о сравнительно малоизвестной, но очень важной стороне работы правительства Москвы – государственном контроле и надзоре. В действительности, это довольно масштабная деятельность – городские органы власти осуществляют 45 видов контроля (надзора): от соблюдения обязательных требований к использованию земельных участков до выявления нарушений в регулировании цен на лекарства. Незаметный для большинства граждан, этот контроль играет огромную роль в обеспечении нормальной жизни огромного города. В буквальном смысле слова – стоит на страже жизни и здоровья людей», – написал мэр.
Собянин подчеркнул, что избыточный и нерациональный контроль является одним из наиболее серьезных барьеров для предпринимательской деятельности. «Бесконечные проверки отнимают у бизнеса множество сил и ресурсов, да и о коррупционных рисках тоже не следует забывать. Эти проблемы хорошо известны, и на протяжении многих лет предпринимались более или менее успешные попытки реформирования контрольной деятельности», – пояснил он.
По словам мэра, по-настоящему серьезные изменения были совершены в последние три года: профилактика, риск-ориентированный подход, дистанционный контроль и цифровизация – таковы ключевые факторы модернизации государственного контроля (надзора), которая продолжается с 2021 года.
Так, Собянин отметил, что в городе начала работу система профилактики нарушений. Он уточнил, что большую часть работы контрольных органов в настоящее время составляют информирование, консультирование и профилактические визиты на предприятия, чтобы помочь бизнесу не допускать нарушений. Если же они случились – помогают оперативно исправить их. «Как результат, бизнес все чаще воспринимает контроль не в качестве досадной помехи, но как реальную помощь в работе», – написал мэр.
Кроме того, он уточнил, что вместо тотального контроля теперь применяется риск-ориентированный подход: адресный поиск и выявление тех, чья деятельность несет реальные риски для безопасности города и здоровья людей. «Действующая в Москве риск-модель включает перечни из 52 индикаторов, свидетельствующих о серьезных нарушениях, а также более 100 источников риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях средней и малой степени тяжести», – указал мэр.
Он добавил, что система управления рисками продолжает развиваться, позволяя поддерживать разумный баланс между снижением нагрузки на бизнес и обеспечением должного уровня безопасности города и людей.
Помимо этого, контрольные и надзорные ведомства могут работать дистанционно: в 2023 году более 80% контрольных мероприятий было выполнено удаленно, а количество традиционных проверок с выходом на место «уже несколько лет стабильно идет вниз». Так, на МКАД и ключевых магистралях Москвы работают камеры видеоаналитики Центра организации дорожного движения, в рамках экологического надзора датчики мониторинга состояния окружающей среды обеспечивают контроль качества воздуха и уровня шума, а камеры городского видеонаблюдения могут выявить незаконный сброс мусора. На некоторых служебных автомобилях органов контроля установлен комплекс с нейросетями и камерами, которые выявляют признаки нарушений на проезжей части. Комплекс информационных систем собирает информацию о нарушениях в сфере городского коммунального хозяйства и направляет ее ответственным организациям для принятия соответствующих мер.
Также в столице действует добровольный мониторинг.
«В рамках специального соглашения бизнес добровольно передает свои объекты под наблюдение органов государственного контроля. По сути, инспекторы берут на себя значительную часть функций, которые раньше выполнял внутренний контроль. Для бизнеса добровольный мониторинг – это возможность снижения издержек и уверенность в том, что у него не будет лишних проблем. Для государства – гарантия эффективного контроля в жизненно важных сферах, напрямую затрагивающих безопасность людей», – подчеркнул Собянин.
Наконец, еще одним инструментом снижения нагрузки на бизнес является цифровизация.
Так, платформа «Открытый контроль» предлагает цифровые сервисы, чтобы бизнес мог разобраться в законодательстве, получить консультацию или выполнить самопроверку. Там же можно воспользоваться сервисом досудебного обжалования, который позволяет бизнесу оспаривать решения контролеров, не доводя дело до судебного разбирательства.
«В будущем планируется добавление сервиса по отправке возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Если бизнес не согласен с полученным предостережением, он сможет оспорить его онлайн», – добавил Собянин.
Мэр напомнил, что в послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин поручил полностью перейти на риск-ориентированный подход.
«Уверен, что Москва станет первым регионом России, который полностью выполнит это поручение президента», – заключил Собянин.