Источник: ФНП
В конце апреля в России был зарегистрирован шестой по счету личный фонд.
Эта правовая конструкция — альтернатива зарубежным трастам и фондам, прижизненный вариант наследственного фонда — появилась в нашей стране год назад, весной 2022-го.
Она интересна, в первую очередь, владельцам крупного бизнеса, которые хотят, чтобы их дело успешно развивалось, даже когда их самих не станет.
При создании личных фондов предусмотрено обязательное участие нотариуса. Именно он контролирует, что воля учредителя совпадает с положениями устава и условий управления фонда, а сами документы не противоречат нормам закона.
Вопросы передачи бизнеса новому поколению собственников стоят особенно остро, когда речь идет о действительно крупных активах.
Как рассказывают нотариусы из разных городов, бизнесмены все чаще приходят к ним на консультации по вопросам создания личных фондов.
Этот институт позволяет владельцам состояний не только заранее решить, кто встанет «у руля» бизнеса после их смерти, но и лично убедиться в эффективности задуманной модели управления.
Тест-драйв и возможности
Нотариус г. Москвы Максим Цветков, который совершал удостоверительные действия при создании первого в России личного фонда, рассказывает, что документы прорабатывались совместно с Министерством юстиции.
И, несмотря на новый на тот момент правовой механизм и новую для нотариусов практику, удалось все зарегистрировать без проволочек.
«Личный фонд, в отличие от наследственного, начинает функционировать уже при жизни учредителя, поэтому владелец бизнеса может сам поучаствовать в деятельности фонда, выявить и устранить недостатки. Например, скорректировать состав органов управления. По сути, личный фонд позволяет „протестировать“ его эффективность в отношении тех или иных активов», — говорит Максим Цветков.
Еще одно важное отличие личного фонда от наследственного — требование к имуществу, которое передается фонду.
Его стоимость должна составлять не менее 100 млн рублей.
Поэтому нотариус проверяет отчет о рыночной оценке имущества, а также его чистоту, принадлежность, режим собственности, наличие согласия супруга при необходимости.
Участие нотариуса в передаче имущества в обязательном порядке не предусматривается, однако практика такая появляется. Например, в конце 2022 года такой кейс был у нотариуса г. Москвы Екатерины Лексаковой.
«На данный момент законом четко не урегулированы сроки и механизм передачи имущества личному фонду. Дарение или пожертвование, например, имеют другую правовую природу, поэтому мы разработали договор безвозмездной передачи имущества именно под данную ситуацию. У регистратора никаких дополнительных вопросов не возникло, регистрация перехода права прошла в установленные учредительными документами сроки», — рассказала Екатерина Лексакова.
Личные фонды создаются не только в Москве и Московской области, к этому процессу начинают подключаться и регионы.
Один из фондов создан в Татарстане, еще один — в Перми.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, то есть переданное ему имущество может приумножаться и увеличиваться для следующих поколений.
При этом, у фонда могут быть и дополнительные цели.
«Личный фонд может работать не только в интересах будущих наследников, но также выполнять просветительские, социальные, благотворительные функции, если это предусмотрено его уставными документами», — говорит нотариус г. Перми Мария Боронина.
Предусмотренное профессиональное управление имуществом позволяет сохранить рабочие места и бесперебойность производственных процессов. А бенефициарам — получать определенное денежное содержание или имущество, не занимаясь сложным процессом бизнес-управления.
Также среди плюсов данной правовой конструкции: отсутствие переходного периода после смерти наследодателя, предотвращение дробления бизнеса между несколькими наследниками и снижение рисков принудительного (обязательного) наследования.
Еще одним важным преимуществом для учредителей и бенефициаров является конфиденциальность.
«Личный фонд позволяет в некоторой степени добиться конфиденциальности, поскольку имущество учредителя передается в собственность фонда, имя учредителя публично нигде не будет фигурировать в качестве собственника», — говорит нотариус г. Екатеринбурга Елена Глушкова.
Сведения об учредителях и бенефициарах есть в учредительных документах личного фонда, однако в выписке из ЕГРЮЛ, заказанной в отношении некоммерческой организации, этой информации нет.
При этом учредитель может сам себя «раскрыть».
Например, Хачатур Арушанов, предприниматель в IT-сфере, и бизнесмен Фоат Комаров назвали фонды своими именами.
Не допускается замена учредителя фонда и соучредительство нескольких лиц, если они не являются супругами и не передают в фонд общее имущество.
Как уточняют эксперты, при создании супружеского личного фонда или личного фонда с одним учредителем, который находится в браке, первым пунктом в чек-листе юриста должен быть брачный договор, регулирующий имущественные вопросы.
Любые изменения во внутренние документы личного фонда после смерти учредителя могут быть внесены только по решению суда.
Ликвидация фонда также невозможна без соответствующего судебного постановления.
Как результат, потенциальные риски для «жизни» компании после кончины ее создателя значительно снижаются.
Вопросы регулирования
Основные сложности связаны с новизной института и отсутствием детального правового регулирования.
Так, к созданию одного из существующих фондов был привлечен нотариус г. Москвы Петр Майоров.
Он отмечает, что «при работе с документами по учреждению личного фонда чувствовалась нехватка правовой базы и отсутствие судебной практики».
Так, например, одна из трудностей связана с отсутствием в нормативно-правовых актах норм, определяющих, на какую дату должна быть произведена оценка имущества, передаваемого фонду, или в течение какого срока отчет об оценке может быть принят нотариусом.
Что касается управления фондом, за рубежом есть профессиональные управляющие для трастов и фондов, чья ответственность строго регламентирована, а профессиональная ответственность может быть застрахована.
«В России пока нет отдельного института независимого менеджмента, законом не закреплены даже требования к таким управляющим: возраст, уровень образования, имущественное обеспечение», — говорит Елена Глушкова.
Консультант отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ Евгения Червец* отмечает, что ключевая задача учредителя личного фонда — организация продуманной системы управления фондом.
«Регулирование личных фондов содержит крайне мало „дефолтных“ положений, то есть таких, которые будут применяться, если учредитель не предусмотрит специальные правила в уставе, правилах управления и иных документах фонда. Задав общие правила конструкции, законодатель оставил их детализацию собственнику — пользователю конструкции, что соответствует истинно частному характеру возникающих отношений», — подчеркивает эксперт.
Если намерение учредить после своей смерти наследственный фонд устанавливается в специальном завещании, то в случае с созданным личным фондом это не требуется.
Личный фонд может автоматически продолжить свою работу после смерти учредителя.
Также важно отметить: будь то завещание, предусматривающее создание наследственного фонда, или решение об учреждении личного фонда и его устав — соответствующие документы вносятся в Единую информационную систему нотариата.
Это гарантирует их сохранность, конфиденциальность и защиту от доступа третьих лиц.
_______________
* Комментарий из статьи Е. И. Червец «Личный фонд — терра инкогнита российского законодательства о юридических лицах?» (Юрист. 2023. № 4).