Источник: АТОР
В Telegram-каналах обсуждают цены на билеты по России. Некоторые представители авиакомпаний считают, что сейчас стоимость билетов самая привлекательная. Дальше они будут только дорожать. Стоит ли спешить с покупкой билетов на лето – вопрос спорный.
По оценкам экспертов VTB Capital, цены на авиабилеты в 2022 г. вырастут более чем на 50%, спрос на авиаперелеты сократится на 20%. Специалисты компании объясняют рост цен повышением себестоимости перевозки и ослаблением рубля.
Однако на рынок сейчас влияет огромное количество новых факторов, поэтому любые оценки - лишь предположения.
Широкий спектр проблем сейчас испытывают все участники отрасли от аэропортов до диспетчерских служб. Значительное сокращение международной авиаперевозки не может не приводить к выпадению доходов игроков рынка и мы уже видим тенденцию к экономии. Возможности для роста цен сейчас ограничены, поскольку платежеспособность населения также снижается, но для того, чтобы продолжать оперативную деятельность, поставщики, а вслед за ними - перевозчики - вынуждены будут увеличивать стоимость своих услуг.
Поэтому некоторые представители отрасли считают, что именно в конце марта цены на авиабилеты по России наиболее низкие. Но другие опрошенные «Вестником АТОР» эксперты отмечают, что торопиться с покупкой авиабилетов не стоит: в связи с нестабильностью рынка возможны изменения в расписании рейсов вплоть до их отмены.
«На данный момент у нас нет точных данных, на которые можно было бы опираться для прогноза по цене на авиабилеты. Ситуация с ценами напрямую зависит от того, сколько самолетов, которые можно будет использовать для внутрироссийских рейсов, будет в парке российских авиакомпаний после 28 марта. Из того, что мы можем принимать во внимание – решение о регистрации прав на иностранные самолет, которые находятся в лизинге у российских компаний, а также выдаче им отечественных сертификатов летной годности», – рассказывает один из экспертов авиарынка, опрошенных «Вестником АТОР».
СКОЛЬКО САМОЛЕТОВ ОСТАНЕТСЯ В РОССИИ
Способствовать росту цен на билеты также может дефицит провозных емкостей. Из-за санкций российские авиакомпании должны вернуть находящиеся в лизинге Boeng и Airbus до 28 марта. На данный же момент у аналитиков нет однозначного ответа на вопрос о том, сколько самолетов в конечном итоге останутся в распоряжении российских эксплуатантов.
По словам главы Минтранса Виталия Савельева, из-за санкций на данный момент Россия лишилась 78 самолетов, а 800 внесены в российский реестр.
Но это не значит, что все они будут летать. Наибольшие шансы на успешную коммерческую деятельность сейчас у самолетов SSJ-100 отечественной сборки. У российских перевозчиков таких на данный момент 160 штук. Однако именно их многие перевозчики стараются использовать на международных линиях.
Также есть техника - около сотни самолетов Boeing и Airbus - которые находятся собственности эксплуатантов или отечественных лизингодателей. К ним не могут иметь претензии зарубежные лессоры. Но и часть из этих самолетов попала под отдельные санкции США, ограничивающие любое взаимодействие с ними контрагентам, в том числе, внутри России.
Кроме того, некоторые самолеты могут остаться просто «стоять на бетоне» в России. Не все перевозчики хотят рисковать отношениями с зарубежными партнерами и эксплуатировать «санкционные» самолеты. Кроме того, любой из перечисленных типов воздушного судна, и даже SSJ-100, нуждается в иностранных комплектующих и техническом обслуживании. И с тем, и с другим из-за санкций большие проблемы и решения по этим вопросам пока нет даже у Минтранса. Поэтому сокращение парка все равно произойдет за счет выхода из строя некоторых бортов в условиях дефицита комплектующих.
Вместе с тем, представители именно туристического рынка говорят о том, что даже несмотря на все вышеперечисленные причины, может возникнуть с равной вероятностью и переизбыток провозных мощностей. Что касается рейсов на популярные туристические направления, где перевозчики и могли бы использовать высвобождающийся от международных рейсов флот, там возникает другая проблема - недостаточность наземной инфраструктуры.
ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ, ПОКУПАЯ БИЛЕТЫ НА ЛЕТО
Поэтому предсказать динамику цен на билеты в данном случае сложно. Исходя из известных данных можно предположить, что риск роста тарифов действительно довольно значительный. Но вместе с тем, чем ближе дата вылета к моменту покупки авиабилета, тем меньше шанс вообще никуда по нему не улететь.
Также важно понимать, что даже сами перевозчики уже совершенно официально заявляют, что в связи с текущей ситуацией возвраты стоимости купленных авиабилетов производятся намного дольше, чем обычно.
Поэтому, пожалуй, принимая решение о покупке билета можно руководствоваться алгоритмом принятия решения аналогичным тому, когда выбираешь тариф: куплю дешевле, но с риском вообще потерять деньги или куплю дороже, но буду иметь большую уверенность, что воспользуюсь своим билетом в нужный момент.
СКОЛЬКО СЕЙЧАС СТОЯТ АВИАБИЛЕТЫ НА МОРСКИЕ КУРОРТЫ РОССИИ НА ЛЕТО
Сейчас стоимость билета на рейс Москва – Сочи и обратно с вылетом в середине июня стоит от 10,7 тыс. р. Билеты на аналогичные даты из Санкт-Петербурга – от 16 тыс. р., а из Екатеринбурга и обратно – от 17,4 тыс. р.
Билеты в Симферополь из Москвы и обратно продаются по цене от 8 тыс. р. Из Санкт-Петербурга – от 15,4 тыс. р. в обе стороны. Напомним, что аэропорт Симферополя закрыт для авиарейсов как минимум до 1 апреля.
Билеты в Минеральные воды из Санкт-Петербурга с вылетом в середине июня стоят 12,6 тыс. р. (туда и обратно), а из Москвы – от 8,9 тыс. р.
Стоимость билетов на рейс Москва – Анапа и обратно с вылетом в середине июня начинается от 10,4 тыс. р. Из Санкт-Петербурга – от 13,6 тыс. р.
Билеты на рейс из Москвы в Калининград и обратно с вылетом в середине июня стоят от 7,6 тыс. р. Из Санкт-Петербурга и обратно – от 8,9 тыс. р.
Анна Бирюкова