Источник: АТОР
Россияне заново открывают для себя преимущества отдыха в Белоруссии, причем уже и с новых сторон. Туроператоры, помимо общего восстановления интереса к направлению, обращают внимание на яркий рост спроса на туры выходного дня и шопинг-поездки в соседнюю страну. Соответственно, молодеет и сама аудитория туристов.
РОСТУ СПРОСА НА БЕЛОРУССИЮ ПОМОГЛИ ОБЪЕМНАЯ АВИАПЕРЕВОЗКА
С 8 августа авиакомпания «Белавиа» летает во все аэропорты Москвы ежедневно. Кроме того, белорусский авиаперевозчик выполняет рейсы из Минска в более чем 10 регионов России.
Билеты по нынешним временам весьма доступны: перелет в Минск туда и обратно обойдется от 7 до 12 тыс.р. в обе стороны. Также добраться до городов соседней страны можно на поезде или на личном автотранспорте: напомним, что все ковидные ограничения на пересечение сухопутной границы РФ сняты.
Доступность авиаперевозки сделала свое дело: туристический спрос по направлению этим летом стал постепенно восстанавливаться. По оценкам игроков организованного туррынка, в сравнении с прошлым сезоном Белоруссия прибавила в спросе 10-15%, а в некоторых крупных компаниях сообщают и более яркой динамике.
Так, Анна Овсянкина, руководитель отдела «Средняя полоса РФ и страны СНГ» туроператора «Дельфин», говорит о более чем 60%-ном увеличении продаж туров в Белоруссию.
По ее словам, в основном этот рост идет за счет автотуристов и тех, кто путешествует на поезде. Они бронируют отели и санатории в Белоруссии. Доля авиатуристов пока не так велика: преимущественно, перелеты выбирают те, кто едет в сити-туры или туры выходного дня.
«Многие привыкли путешествовать в Белоруссию на своем автомобиле. В период пандемии сухопутная граница была закрыта, и люди не могли добраться привычным для себя способом. Сейчас они наверстывают упущенное. Я была в Минске несколько дней назад. Очень много машин с российскими номерами. Размещение в минском отеле еще пришлось поискать, загрузка гостиниц очень большая», – рассказывает эксперт.
РОССИЯНЕ ПОЕХАЛИ В МИНСК ЗА ЗАРУБЕЖНЫМИ БРЕНДАМИ
На фоне ухода многих иностранных брендов с российского потребительского рынка и других последствий антироссийских санкций, наши соотечественники по-новому оценили преимущества поездок в Белоруссию.
Появился новый тренд – мода на шопинг в Белоруссии. Особенно, если на руках банковская карта платежной системы «Мир». По словам Анны Овсянкиной из «Дельфина», по карте «Мир» в Белоруссии доступны покупки во многих магазинах масс-маркета и брендовых товаров. В Белоруссии, в отличие от РФ, массового ухода западных брендов не было, в ТЦ все их магазины работают.
Важно, что расчет по карте «Мир» в стране идет по выгодному курсу Нацбанка Белоруссии. В ряде торговых точек можно расплатиться и через приложение MirPay. Также доступно снятие наличных в банкоматах.
По наблюдению экспертов туроператора «Мультитур», шопинг-туристы, как правило, едут в Минск на выходные, с пятницы по воскресенье, и в основном бронируют только отели.
Доля сити-туров благодаря такой шопинг-аудитории составляет в продажах «Мультитур» уже 10-15% от всех бронирований по направлению. А у туроператоров FUN&SUN и PAC Group доля сити-туров в Белоруссию в этом году еще выше: 45-50%.
На этой волне FUN&SUN даже готовится запустит специальный шоп-тур в Белоруссию, в рамках которого при необходимости можно будет открыть банковскую карту Visa или Mastercard местного банка.
САНАТОРИИ БЕЛОРУССИИ ЗАБИТЫ ПОД ЗАВЯЗКУ
Несмотря на новые тренды и изменения в потребительских предпочтениях туристов, главный туристический продукт, за которым россияне едут в Белоруссию, пока неизменен. Это по-прежнему санаторно-оздоровительный отдых.
Специалисты туроператора FUN&SUN рассказывают, что в этом году в санаториях Белоруссии сложно со свободными местами: местные здравницы заполнены как на побережье Сочи – вплоть до сентября-октября. Спрос очень высок. Во многом благодаря именно нашим соотечественникам.
Интересно, что спрос на белорусские санатории высокого уровня в России высок и потому, что здесь (правда, точечно) начинается и своего рода «импортозамещение».
Например, как рассказали специалисты PAC Group, тем туристам, которые ранее летали на радоновые процедуры в чешский Яхимов, можно рекомендовать аналогичное лечение в профильном санатории «Альфа Радон» 5* в Гродненской области. «Концепция этого санатория, по сути – SPA-отеля, идентична европейским концепциям – это полный пансион + лечение», – пояснили в PAC Group.
«До, большинство наших туристов едут в Белоруссию в летнее время на санаторно-курортное лечение. При этом авиа- и железнодорожные билеты они приобретают самостоятельно, у нас бронируют только размещение. Большинство отправляются в соседнюю страну на собственном транспорте», – рассказывают представители туроператора «Русский Экспресс».
Именно россияне, которые много лет ездят в Белоруссию на лечение и оздоровление, составляют ядро аудитории возвратных туристов этой страны. Они, как правило, бронируют туры более заблаговременно – от 2 до 6 месяцев. Типичный возраст этой аудитории туристов – 60+. Но и здесь ситуация постепенно меняется.
По словам Анны Овсянкиной из «Дельфина», аудитория белорусского направления постепенно молодеет, и сейчас все больше едут платежеспособные туристы в возрасте от 25 до 45 лет. Они являются «двигателями» новых потребительских предпочтений.
«Благодаря этой аудитории растет спрос на экскурсионные туры, туры выходного дня. Увеличивается и продолжительность поездок в Белоруссию. Если раньше это были туры на 3-4 дня, то сегодня мы видим увеличение количества заездов по экскурсионным программам от 5 до 7 дней», – резюмирует она.
Такой тренд и широкая география полетов из регионов в Минск стали поводом для формирования туров в Белоруссию в этом году и у такого крупного федерального игрока, как туроператор «Интурист». В компании приняли решение запустить летом 2022 года экскурсионные туры и туры на санаторный отдых в Белоруссии.