МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 октября 2019 г. № ОА-4-17/20985
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами арбитражных управляющих о представлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства, сообщает следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте.
Учитывая положения пункта 2 статьи 102 Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) предусмотрено право арбитражного управляющего в деле о банкротстве запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Сведения, составляющие налоговую тайну, в указанном выше пункте Закона не поименованы.
С 2018 года ФНС России осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010 и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Положения указанных международных договоров не допускают разглашение информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.
В связи с вышеизложенным у ФНС России отсутствуют правовые основания для раскрытия информации, полученной от компетентных органов иностранных государств, на основании запросов арбитражных управляющих.
Просим довести данную позицию до арбитражных управляющих.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК