Источник: ПРАВО.RU
Эксперты полагают, что создание такого реестра вынудит компании с российскими владельцами массово покинуть Кипр и перейти в «более защищенные» юрисдикции.
С 16 марта Кипр начнет собирать данные о владельцах и конечных бенефициарах компаний, которые зарегистрированы в стране, сообщает Reuters. На основании этой информации создадут полный реестр конечных бенефициарных владельцев (UBO). Таким образом Кипр пытается сделать свою экономику более прозрачной в соответствии с антиотмывочными нормами Евросоюза.
Как уточнила Антония Фаита-Ставриде, официальный представитель Министерства энергетики, торговли и промышленности Кипра, у компаний будет полгода, чтобы предоставить соответствующие данные и присоединиться к системе. К созданной в результате базе данных государственные структуры других стран смогут получить доступ по запросу.
Фаита-Ставриде выразила надежду, что итоговый вариант системы будет доступен к концу года, но не смогла назвать более конкретные сроки.
Кипр уже долгое время пытается уйти от сложившегося образа приюта теневой экономики и привлекательной юрисдикции для сокрытия доходов. В 2020 году страна прекратила выдавать так называемые «золотые паспорта», то есть фактический обмен кипрского гражданства на инвестиции. Кипрские власти признали, что программа вела к многочисленным злоупотреблениям.
Майра Мартини, эксперт организации Transparency International, отметила, что найти конечного бенефициара через цепочку перевалочных фирм может оказаться крайне сложно, особенно с учетом того, что часть этих компаний зарегистрирована в других офшорных зонах. Она указала, что сейчас антиотмывочное законодательство ЕС требует, чтобы реестр был публичным, чего Кипр пока делать не намерен.
К тому же для большей эффективности реестр UBO нужно увязать с другими базами данных, например, владельцев недвижимости, подчеркивает Мартини. Тогда власти смогут при расследовании соотносить различные данные.
Эксперты отмечают, что ранее с Кипра уже начался отток компаний по причине более строгого контроля со стороны банков. Вероятно, этот процесс ускорится, так как многие фирмы предпочтут сменить юрисдикцию, но не раскрывать своих владельцев.