Большинство россиян адекватно оценивают опасность превышения скоростного режима на дорогах

Источник: ГИБДД

 

Госавтоинспекция МВД России подвела итоги социологического опроса, определившего, по каким причинам водители не соблюдают скоростной режим. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, при каких обстоятельствах (условиях) они могли бы существенно превысить скорость на дорогах.  Среди вариантов ответов – «если очень тороплюсь», «на хорошей дороге при хорошей погоде», «только на загородной трассе». Наиболее законопослушный вариант ответа на поставленный вопрос – «стараюсь не превышать, какие бы ни были обстоятельства»; самый радикальный – «я вообще люблю быстро ездить, обстоятельства и условия мне не важны».


Опрос проходил на официальном сайте ведомства, в нем приняли участие около 19 тысяч человек.  Прежде всего, Госавтоинспекция МВД России отмечает, что, судя по результатам проведенного исследования, абсолютное большинство опрошенных понимают необходимость соблюдения скоростного режима и адекватно оценивают опасность лихачества на дорогах. Практически половина респондентов – 49,76% - сообщили, что стараются не превышать скорости, вне зависимости от обстоятельств. 


То есть большинство понимает опасность превышения скорости на дорогах, но при этом многие все же допускают такую возможность при определенных обстоятельствах. Самым частым условием, при котором водители могут позволить себе увеличить скорость сверх допустимой, стал вариант «на хорошей дороге при хорошей погоде», - за него высказались 18,3% опрошенных. Превысить скорость на загородной трассе считают возможным 15,39% респондентов. Оправдывают превышение спешкой 10,65%. 


Процент лихачей среди опрошенных оказался самым низким – лишь 5,89% признались, что они в принципе любят быстро ездить, невзирая ни на какие обстоятельства и условия. 


Многочисленные исследования и жизненный опыт доказывают прямую взаимосвязь превышения скорости и увеличения тяжести последствий в случае ДТП. Поэтому практически во всех странах компетентные органы стараются относиться к установлению скоростного режима, а также контролю за его соблюдением крайне внимательно. 


В настоящее время существует определённое общественное мнение о том, что ограничения скорости, установленные в Российской Федерации, значительно ниже аналогичных значений зарубежных стран и требуют корректировки в сторону увеличения. Но это мнение является ошибочным, что подтверждают результаты анализа законодательства и правоприменительной практики европейских государств.


Так, например, в большинстве стран Европы разрешенная скорость движения для легковых автомобилей в населенных пунктах составляет от 48 до 50 км/ч, тогда как в России – 60 км/ч. Вне населенных пунктов в России разрешенная скорость составляет 90 км/ч. Аналогично – в Испании и Бельгии; в Великобритании – 96 км/ч, в Германии – 100 км/ч. При этом в таких странах, как Швеция, Швейцария, Финляндия, Дания, Нидерланды, Норвегия скорость на загородных дорогах ограничена показателями в 70-80 км/ч. Разрешенная скорость на автомагистралях в России (110 км/ч) практически аналогична другим европейским странам.


Как показывает анализ, прослеживается явно выраженная тенденция к снижению установленных ограничений скорости как путем принятия соответствующих законодательных норм, так и в ходе мероприятий по организации дорожного движения. Например, с 1 июля прошлого года во Франции общее ограничение скорости на загородных дорогах, не относящихся к автомагистралям, нормативно снижено с 90 км/ до 80 км/ч. По предварительным оценкам Национальной Межведомственной обсерватории по безопасности дорожного движения, это привело к снижению средней скорости движения грузовых автомобилей на 1,8 км/ч, легковых – на 3,9 км/ч. Данная мера позволила только во второй половине 2018 года сохранить 116 человеческих жизней.


В Германии значительно сократилось количество участков автомагистралей, на которых отсутствует ограничение скорости. При этом законодательство сформулировано таким образом, что даже на «безлимитных» участках дорог водителям рекомендуется не превышать ограничение скорости в 130 км/ч. В противном случае на водителя накладывается повышенная ответственность, например, в случае совершения ДТП, в том числе не по его вине.


Опыт европейских и других развитых стран свидетельствует о тенденции к дальнейшему снижению скорости движения. Примером может служить повсеместное распространение и расширение зон с ограничением скорости движения на уровне 30 км/ч. В частности, такие планы уже реализованы в жилых зонах Амстердама, Брюсселя и других городов Европы. Активно применяются средства успокоения движения – искусственные неровности, сужение полос движения и проезжих частей, обустройство перекрестков с круговым движением.


Как исправить лихачей на дорогах России – этой проблеме посвящен новый социологический опрос, который стартовал на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России (гибдд.рф). Посетителям сайта предлагается ответить на вопрос, что необходимо предпринять, чтобы уменьшить количество нарушений, связанных с превышением скорости на дорогах, - например, существенно повысить штрафы, лишать прав, установить больше камер и «лежачих полицейских». Может быть, решение проблемы не принуждении, а в убеждении, либо вообще все бесполезно и лихачей все равно ничто не остановит? Российская Госавтоинспекция приглашает всех оставить свой голос за тот или иной вариант ответа.