Источник: Роспотребнадзор
В Роспотребнадзоре обсудили законопроект о цифровых сервисах для потребителей по разрешению споров
19 июня 2019 года руководитель Роспотребнадзора Анна Юрьевна Попова провела 27-е заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, на котором с участием заместителя Министра юстиции Российской Федерации Дениса Васильевича Новака, а также представителей общественных объединений потребителей и бизнес-ассоциаций был обсужден и концептуально поддержан законопроект, предусматривающий создание в России цифровых сервисов для потребителей по разрешению споров.
В дискуссии принимали участие руководители и уполномоченные представители Союза потребителей Российской Федерации, Национального фонда защиты потребителей, МРООП «Союз пассажиров», Общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), Ассоциации Европейского Бизнеса, Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), представители Общественного совета при Роспотребнадзоре, а также ряда крупнейших владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах и онлайн-продавцов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» был разработан во исполнение абзаца восьмого подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 № Пр-1004ГС о формировании системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развития института независимой экспертизы качества товаров и услуг c участием в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей, а также в целях реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р и плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В настоящий момент в России не существует специального правового регулирования отношений, связанных с онлайн-урегулированием споров (далее – ОУС), в то время как во многих странах такие площадки успешно выполняют роль посредников, помогающих найти взаимовыгодно решение потребителю и продавцу или исполнителю услуг.
Члены Консультативного совета по защите прав потребителей и приглашенные участники единогласно высказались за то, что в условиях развития цифровой экономики, на фоне растущих рынков дистанционной торговли и онлайн-услуг, важно запустить процесс создания ориентированной на потребителя системы онлайн-урегулирования споров, которая позволила бы сократить издержки потребителей и бизнеса на ведение претензионной работы, которая сегодня зачастую осуществляется в бумажной форме.
Несмотря на отдельные замечания к тексту законопроекта и представители общественных организаций, защищающих права потребителей, и члены бизнес-ассоциаций поддержали ключевые положения законопроекта о том, что потребитель самостоятельно определяет, хочет ли он рассматривать споры относительно качества товаров и услуг и условий обслуживания с помощью площадок по онлайн-урегулированию споров.
Важнейшими требованиями к деятельности таких цифровых сервисов являются законность и добросовестность сторон спора, беспристрастность независимых посредников в случае их привлечения к участию в урегулировании спора в соответствии с правилами платформы ОУС.
Проект федерального закона устанавливает бесплатность услуг платформы ОУС для потребителей и предусматривает возможность найти приемлемое для сторон решение без дополнительных расходов или с привлечением независимых экспертов.