Источник: ПРАВО.RU
Реформа вещного права должна помочь покончить с судебной практикой, которая признает недвижимые вещи движимыми и наоборот. Основным объектом прав должен стать участок, а любые постройки, согласно общему правилу, станут его частью. О деталях законопроекта рассказал член Совета по кодификации при президенте, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах Василий Витрянский.
4 июня в Екатеринбурге состоялось выездное расширенное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, двухдневная научно-практическая конференция и другие мероприятия, посвященные 25-летию со дня принятия Гражданского кодекса Российской Федерации. В столицу Свердловской области съехались именитые юристы из Москвы и других городов России. Их приветствовал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
В рамках конференции прошла презентация книги под редакцией Дмитрия Анатольевича Медведева «Кодификация российского частного права 2019». Издание представил в Уральском государственному юридическом университете председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и другие авторы – известные ученые, принимавшие непосредственное участие в кодификационной работе.
Как идет реформа вещного права
Руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах Василий Витрянский рассказал о ходе работы над законопроектом, который меняет регулирование вещных прав. Проблема в том, что действующие законы за несколько десятилетий действия продемонстрировали свою недостаточность. Понятие недвижимой вещи является чрезвычайно расплывчатым и неопределенным, что влечет неоднозначное толкование на практике.
«Судебная практика показывает, что объекты, зарегистрированные в реестре как недвижимые вещи, зачастую признаются судами движимыми вещами или даже не вещами, а составными частями земельного участка. Например, суды признавали, что не являются недвижимыми вещами асфальтированные площадки, заборы, оросительные системы и прочее, – выступал Витрянский. – С другой стороны, судебная практика иногда признает недвижимыми вещами объекты, государственная регистрация на которые в реестре недвижимости отсутствует (например, недвижимостью признавались подъемные краны, производственное оборудование и прочее)».
Исправить ситуацию призван законопроект. Согласно ему, ключевым видом недвижимого имущества считается земельный участок, а любые постройки, возведенные на земельном участке, по общему правилу являются его составной частью (так называемый принцип единого объекта, характерный для большинства ключевых зарубежных юрисдикций). Постройки (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) могут признаваться самостоятельными вещами только в случаях, когда в соответствии с законом за лицом, не являющимся собственником участка, но возведшим постройку с согласия собственника, признается возможность приобретения права собственности на постройку, возведенную на чужой земле. К числу таких случаев будет относиться в первую очередь возведение построек арендатором земельного участка, который был предоставлен его собственником под строительство.
Ключевым аспектом, который подчеркивается в положениях об указанных видах недвижимых вещей, является государственная регистрация первоначального права на объект. Именно с момента такой регистрации земельный участок, здание, помещение и проч. считаются существующими как объект гражданских прав – недвижимая вещь.
Законопроект содержит ряд принципиальных новелл. Так, положения о зданиях и сооружениях содержат новые для действующего гражданского законодательства правила о консолидации помещений в здании как способе юридического образования одной недвижимой вещи (здания) вместо поэтажной собственности.
В проект также включено правило о том, что если право собственности на земельный участок и на здание на нем принадлежат одному лицу, то здание как недвижимая вещь прекращает свое существование и становится составной частью соответствующего земельного участка.
Впервые за историю современного российского гражданского законодательства определено понятие объекта незавершенного строительства как объекта, расположенного на земельном участке, не принадлежащем застройщику на праве собственности или ином вещном праве, работы по строительству которого выполнены более чем наполовину. Данное решение должно, с одной стороны, уменьшить случаи недобросовестной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства с целью последующего приобретения земельного участка, а с другой стороны, внести ясность в вопрос о том, с какого момента результат незавершенных строительных работ может быть признан недвижимой вещью, пояснил Витрянский.
В законопроекте также разрешается старая проблема российского гражданского законодательства о поэтажной собственности (помещениях и общем имуществе зданий, разделенных на помещения). Фактически правовой режим многоквартирных домов и нежилых зданий, разделенных на помещения, признается идентичным (за исключением ряда деталей).
Предполагается, что положения вступят в силу в 2021 году. Приведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в соответствие тем изменениям, которые повлечет принятие данного закона, в том числе в отношении формирования единого объекта – земельного участка, составными частями которого могут являться здания и сооружения, предполагается осуществить в течение пятилетнего переходного периода.
Совет поддержал представленный законопроект и рекомендовал при его рассмотрении Госдумой синхронизировать с президентским блоком поправок в ГК РФ в части вещных прав, принятым в первом чтении в 2012 году.