По итогам 2018 года при содействии Роспотребнадзора потребителям финансовых услуг вернули через суды более четверти миллиарда рублей

Источник: Роспотребнадзор

 

По итогам 2018 года, в Роспотребнадзор и его территориальные органы поступило порядка 23 тысяч обращений от потребителей, содержащих жалобы на организации, оказывающие финансовые услуги. При содействии Роспотребнадзора, через суды, потребителям финансовых услуг вернули более четверти миллиарда рублей.

 

Основным нарушением со стороны кредитных организаций при заключении договора, является навязывание различного рода дополнительных платных услуг.

 

Со своей стороны, Роспотребнадзор обращает внимание, что принуждение заключить договор о приобретении дополнительного платного «блага» помимо необходимой потребителю услуги (товара), в том числе путем введения в заблуждение о реальных свойствах навязанных услуг и товаров, а также отказ в заключении договора, не допускается.

 

К числу платных услуг, не являющихся неотъемлемым элементом кредитования, относятся:

  • ведение ссудного или текущего счета
  • выдача справки о задолженности по кредитному договору или о досрочном погашении кредита
  • прием денежных средств в счёт оплаты кредита /выдачу кредита через кассу банка
  • досрочный возврат кредита
  • увеличение кредитного лимита, реструктуризация, изменение условий кредита
  • пополнение вклада или счета
  • согласие на регистрацию жильцов в квартире, находящуюся в залоге банка
  • согласие на совершение сделок с заложенным имуществом.


 

По данным Роспотребнадзора, как правило, основные убытки потребителя связаны с навязанными предложениями подключиться к программе коллективного страхования, приобрести мнимые юридические, информационные и иные услуги.

 

Роспотребнадзор напоминает, если какие-либо возмездные услуги являются неотъемлемой частью кредитного продукта, то полная стоимость кредита должна отражать все расходы потребителя возмездные дополнительные услуги. При этом, банк обязан предложить потребителю возможность взять кредит без дополнительных услуг. Нарушение банком такой обязанности рассматривается Роспотребнадзором, как обман потребителя.

 

Если потребителю навязывают дополнительные услуги, необходимо обратиться с претензией в адрес руководства кредитной организации. Возможно, нарушения являются самоуправством обслуживающего персонала и будут устранены добровольно.

Если этого не произошло, рекомендуем обратиться с мотивированной жалобой на действия кредитной организации в Роспотребнадзор, приложив к ней необходимую переписку и документы. Все обращения потребителей рассматриваются по существу и при наличии оснований проводятся соответствующие проверки. Виновные лица привлекаются к административной ответственности.

 

По итогам за 2018 год было выявлено порядка 3,5 тысяч нарушений прав потребителей со стороны финансовых организаций, более полутора тысяч раз кредитные и страховые компании привлекались к административной ответственности, в том числе, более 100 раз за обман потребителей.

За допущенные нарушения финансовые организации заплатили более 200 млн. рублей штрафов. 1500 раз специалисты службы выходили в суды в целях дачи заключений. 171 иск был подан в защиту инвалидов и пожилых потребителей, обманутых при оказании финансовых услуг.

 

Ситуация с соблюдением прав потребителей при оказании им финансовых услуг остается на особом контроле Роспотребнадзора.