Источник: ФНП
В новом году россияне получат возможность комфортного и оперативного заключения сделок и оформления необходимых юридически значимых документов в электронной форме через нотариуса: 24 декабря 2018 года Федеральной нотариальной палатой утвержден порядок формирования простой электронной подписи, которой гражданин, обращающийся за совершением нотариального действия, будет подписывать цифровой документ.
Инновационные сервисы нотариата позволяют реализовывать законодательные новеллы, предусматривающие оформление различных договоров, сделок и документов в цифровом виде.
Ранее для создания электронного документа, чтобы его подписать, гражданину было необходимо сначала обзавестись личной усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), что требовало определенных затрат времени и средств, а также знания необходимых процедур, куда и как обращаться. Альтернативой было предварительное оформление документа в бумажном виде, чтобы потом, с помощью нотариуса, перевести его в электронный вид. Для этого существует нотариальное действие по удостоверению тождественности электронного документа бумажному и наоборот. Эта схема также была громоздкой и более затратной.
В новом году необходимость в получении гражданином УКЭП для оформления документа в электронном виде отпадет. Согласно закону, теперь достаточно «подписать» документ простой электронной подписью в присутствии нотариуса, который удостоверит его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Федеральная нотариальная палата должна была утвердить, как должна выглядеть и применяться «простая электронная подпись». Теперь в арсенале нотариусов появятся электронные цифровые устройства, которые позволят легким и понятным для человека образом «подписать» документ в электронном виде. То есть гражданину, желающему, к примеру, оформить согласие на сделку в электронном виде, достаточно будет просто обратиться к нотариусу. Тот подготовит необходимый документ в цифровом формате, а далее предоставит клиенту возможность поставить на нем свою простую электронную подпись — клиент распишется своей привычной подписью на специальном планшете. И уже приложенная к документу УКЭП нотариуса обеспечит его полную юридическую силу.
Нотариус, таким образом, обеспечивает точную идентификацию личности обратившегося к нему гражданина и подтверждает соответствие его воли волеизъявлению.
Электронный формат документов завоевывает все большую популярность, многие ведомства и структуры уходят от бумаги к «цифре», что позволяет не только ощутимо сократить финансовые и временные затраты на совершение сделок и юридически значимых действий, но и обеспечить достоверность и сохранность юридически значимой информации. Так уже в 2017 году 99% тех, кто направлял документы на регистрацию предприятия в Федеральную налоговую службу через нотариуса, выбрали именно подачу документов в цифровом формате — это помогало существенно сэкономить время и деньги. Все чаще граждане отдают предпочтение электронной форме подачи документов и в Росреестр. Здесь тоже решающую роль играет возможность сократить до абсолютного минимума временные потери — поданный нотариусом электронный пакет документов регистрируется за один рабочий день.
Юридически значимый документ в «цифре» имеет ту же юридическую силу, что и бумажный, при этом он намного удобнее. Его можно мгновенно передавать на любые расстояния, так что поездка или сделка не сорвется из-за того, что почта или транспортная компания не доставили в срок необходимую доверенность или согласие. Кроме того, вам не придется делать нотариально удостоверенную копию, если возникнет необходимость представить договор или доверенность сразу нескольким заинтересованным лицам — просто перешлите удостоверенный нотариусом цифровой документ по электронной почте. Доверенности, согласия супруга на сделку, договоры и другие юридически значимые документы можно легко перевести в «цифру» и оценить новый уровень комфорта и скорости, который становится доступным благодаря внедрению инновационных технологий в нотариальную деятельность.
Очевидно, новый, удобный и простой формат оформления электронных документов будет широко востребован и простыми гражданами, и представителями корпоративной сферы, где ключевое значение имеет оперативность.