ОНФ предложил меры по защите клиентов каршеринговых компаний от неправомерного списания денег

Источник: ОНФ

 

Эксперты ОНФ считают, что компании по каршерингу (краткосрочной аренде автомобилей) должны доработать свои мобильные сервисы, чтобы исключить случаи неправомерного списания денежных средств. Обращения с просьбой защитить интересы граждан будут направлены в Роспотребнадзор, Генпрокуратуру и правительство Москвы.

 

На сегодняшний день в нескольких городах России появилось около 20 компаний, которые предлагают автомобили в аренду на небольшой срок. Любой человек может зарегистрироваться через мобильное приложение, приложив фотографию водительских прав и паспорта. В этом сервисе можно выбрать подходящую машину и арендовать ее с поминутной, почасовой тарификацией, или даже на сутки. Больше всего (14) компаний по каршерингу находится в Москве. Они появились при поддержке столичного правительства, которое выделяет из бюджета субсидии на возмещение этим организациям части затрат на лизинговые платежи или проценты по кредитам. По данным официального сайта мэрии Москвы, в системе каршеринга зарегистрировались уже более миллиона человек, каждый день услугой пользуются около 25 тыс. раз.

 

Изначально этот вид автосервиса порадовал граждан. С его помощью можно ощутимо сэкономить средства на обслуживание собственного автомобиля. Но в последнее время нередко стали происходить ситуации, когда с клиентов требуют оплату или списывают ее со счета за услуги, которыми, как утверждают граждане, они не пользовались.

 

Например, в Народный фронт обратился пользователь сервиса «Лифкар». По его словам, 24 февраля текущего года компания потребовала 2 735 руб., хотя такой поездки этот водитель не совершал. Так как денег на счету у него не было, компания написала клиенту претензию с требованием оплатить чужую поездку. В противном случае она угрожает обратиться в суд для принудительного взыскания оплаты.

 

У клиента другого сервиса - ООО «Карусель» 19 февраля этого года компания списала 609 руб., но на момент начала аренды клиент находился на работе в офисе и никуда не ездил. Он потребовал от компании вернуть деньги, но там отказали и предложили обратиться в полицию. Пострадавший обратился к правоохранителям, но ответа пока не получил. Более того, 2 марта компания «Карусель» потребовала почти 60 тыс. рублей за ДТП, включая штраф в размере 30 тыс. руб. за езду по бездорожью. К этой аварии гражданин, по его утверждению, также не имеет никакого отношения. Также он подчеркивает, что никому не сообщал свой логин и пароль в приложении и никому не передавал свой телефон.

 

Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, представители каршеринговых компаний блокировали в приложении аккаунты с обращениями пострадавших граждан, а на все требования вернуть деньги заявили, что не несут ответственности за несанкционированное использование сервиса – по их мнению, во всем виноваты сами клиенты. К слову, не только перечисленные организации вызвали возмущение клиентов. Пользователи других приложений также жалуются на взломы своих аккаунтов и списание средств за несовершенные поездки.

 

«Анализ договоров присоединения каршеринговых компаний показывает, что большинство из них не берут на себя ответственность за безопасность своего сервиса, - заявил член Центрального штаба Народного фронта, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев. -  Клиенты не защищены перед опасностью возможного взлома аккаунтов и кражи своих данных. Сегодня пользователи даже с антивирусными программами рискуют быть взломанными. В договорах компании прописали, что клиенты должны сами принимать меры для защиты и сохранения в тайне информации, используемой для авторизации в мобильном приложении. Эти меры должны исключить неправомерное использование информации другими лицами. Однако, независимо от этих мер, пользователь в любом случае подвержен риску использования приложения неизвестными лицами. Такое положение дел, конечно, недопустимо. Каршеринговым компаниям нужно доработать свои сервисы».

 

Судя по всему, компании, использующие такие формулировки в договорах, не заинтересованы в повышении безопасности своих приложений, заявил он. Более того, они вынуждают своих клиентов подозревать, что такая проблема даже выгодна каршеринговым фирмам, ведь зачастую взломщики аккаунтов стремятся много ездить.

 

«Эта ситуация подпадает под действие закона РФ «О защите прав потребителей». Более того, возможно, что это даже пример очередной формы мошенничества. Я не рекомендую кому-либо заключать такой договор или присоединяться к нему. По своему содержанию он очень похож на первые тексты кредитных банковских договоров. Сейчас они изменились в связи с требованиями законов. Чтобы защитить граждан от таких условий договоров присоединения, необходимо законодательно урегулировать отдельные вопросы деятельности каршеринга. Нужно изменить правила списания денежных средств со счетов граждан по таким договорам, запретить снятие средств без обязательного согласия, то есть подтверждения клиента на каждую такую операцию. Лица, оказывающие услуги, должны уважать права граждан, проявлять добросовестность в вопросах организации каршеринга», - отметила адвокат, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Надежда Крылова.

 

Эксперты Народного фронта считают, что одна из причин сложившейся проблемы состоит в том, что компании могут допустить любого человека к управлению автомобилем без идентификации пользователя. Органы власти должны обязать каршеринговые фирмы предусмотреть весь комплекс мер для предотвращения несанкционированной аренды машин.

 

«Необходимо доработать правила сервиса, обязав компании идентифицировать пользователей услуги. Это возможно сделать с помощью фото- и видеонаблюдения, запрета на использование приложения с другого устройства и номера телефона, обязательного ввода кода, присланного в смс-сообщении, при каждом входе в приложение и так далее. Также нужно обязать компании доказывать, что данная поездка была совершена водителем, с которого требуют оплату, а сам клиент не должен заниматься этими доказательствами. Соответствующие предложения будут направлены в правительство Москвы», - отметил Васильев.

 

Он добавил, что ОНФ направит в Генпрокуратуру письмо с просьбой проверить деятельность каршеринговых компаний. Также в Роспотребнадзор будет направлено предложение провести проверку их договоров на соответствие закону «О защите прав потребителей». Проанализировав ответы контролирующих органов эксперты Народного фронта примут решение о законодательном урегулировании данной деятельности, чтобы ввести обязательство заключать договор с типовыми условиями.