Нормативная база по агрострахованию утверждена с почти годовым опозданием

Источник: НСА

 

6 декабря опубликован приказ Минсельхоза России от 16.11.2017 № 578 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных», необходимый для перечисления субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

 

Как неоднократно отмечал президент НСА Корней Биждов, наряду с «единой» субсидией неготовность нормативной базы стала одной из наиболее острых проблем агрострахования в 2017 году. В НСА регулярно поступали запросы из регионов по порядку обеспечения процедур и регламентов заключения договоров агрострахования с господдержкой: и аграрии, и страховщики, по сути, были деморализованы по этой причине, так как не были уверены в порядке субсидирования. Почти годовая задержка с выходом методик привела к тому, что некоторые регионы, изыскавшие возможность предусмотреть поддержку страхования в рамках «единой» субсидии, не дождавшись выхода приказа, перераспределили эти средства на другие направления.

 

Вместе с тем отдельные регионы не ограничивали аграриев в возможности предъявления договоров к получению субсидий на страхование сельскохозяйственных рисков. В результате, по данным НСА, на 1 ноября 2017 года по договорам страхования урожая и сельхозживотных от аграриев в 45 регионах были приняты к получению господдержки договоры на общую сумму более 600 млн рублей. Однако в опубликованном 6 декабря приказе отсутствует предусмотренное в его проекте положение, распространявшее действие документа на отношения, возникшие с 1 января 2017 года. Из-за чего возникает неопределенность с договорами, которые регионы могли принять к субсидированию в этом году еще до выхода новых методик.

 

Как отмечает Корней Биждов, регионы, предусмотревшие субсидии, действовали в рамках правого поля, так как до принятия новой методики они могли руководствоваться ранее утвержденной (согласно приказу Минсельхоза РФ от 10.04.2015 № 133), так как этот документ действовал и отменяется только приказом, опубликованным 6 декабря. Однако для снятия вопросов о правомерности предоставления такой господдержки необходимы официальные разъяснения Минсельхоза на этот счет, которые на сегодняшний день пока отсутствуют.

 

«К нам уже поступают по этому поводу многочисленные вопросы из региональных органов АПК, - говорит Корней Биждов. - НСА разработал и направил в Минсельхоз России и региональные органы АПК юридическое обоснование правомерности предоставления господдержки в 2017 году до вступления в силу Приказа № 578. Возможные дальнейшие проблемы субсидирования из-за отсутствия соответствующих официальных разъяснений будут ещё одним барьером к доверию аграриев, страховщиков и региональных органов АПК к системе агрострахования».