Какие банки больше всего заработали на агентских вознаграждениях

Источник: ОНФ

 

Эксперты ОНФ проанализировали отчетность крупнейших банков по размеру розничного кредитного портфеля и составили рэнкинг по размеру агентского вознаграждения за 2016 г.

 

В ноябре 2015 г. Банк России ввел «период охлаждения» (5 дней), в течение которого страхователь может отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию. Указание Банка России было направлено на защиту потребителей финансовых услуг, в первую очередь заемщиков, от навязывания страховых услуг в кредитовании. Эксперты ОНФ проанализировали, какое влияние это оказало на страховой бизнес и агентские вознаграждения банков.

 

По данным Банка России, объем вознаграждений посредникам, выплаченных страховыми компаниями агентам в 2016 г., по таким страховым продуктам, как страхование жизни (за исключением пенсионного страхования), страхование от несчастных случаев и болезней, составило 73,6 млрд руб., что на 46% больше, чем в 2015 г. Банки являются основным каналом продаж таких страховых продуктов, то есть большую часть этих средств получили банки в качестве агентских комиссий.

 

Двузначные темпы роста можно было бы объяснить, если бы на рынке наблюдался бум потребительского кредитования. Но за 2016 г. объем кредитной задолженности физических лиц вырос всего на 1,3%. Поэтому такой прирост можно объяснить либо ростом продаж страховых продуктов, не связанных с кредитованием заемщиков (например, инвестиционное страхование жизни), либо увеличением стоимости их агентского вознаграждения.

 

Рынок инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) действительно показывает рост – по данным Банка России, в 2016 г. объем премий по страхованию жизни (включая ИСЖ) вырос на 66% и составил 215,7 млрд руб. Тем не менее ИСЖ предлагают не все банки, занимающиеся потребительским кредитованием. В 2016 г. Почта банк, ХКФ-банк, Совкомбанк, Тинькофф банк, Россельхозбанк не предлагали клиентам такой продукт. К тому же, по экспертным оценкам, доля клиентов, приобретающих ИСЖ, пока невелика и даже у самых активных игроков (Сбербанк) не превышает 20–25%.

 

В каждом банке свои особенности учета, поэтому у одних прямо указано, что агентское вознаграждение получено за продажу страховых продуктов (Россельхозбанк), у других эта статья обозначена как «комиссия за присоединение к страховой программе» (Восточный). У Сбербанка, Росбанка в отчетности нет детализации по видам агентских комиссий. Эксперты ОНФ считают, что данный показатель позволяет оценить и сравнить масштабы доходов крупнейших игроков от посредничества при продажах страховых услуг.

 

Топ-15 банков по размеру агентского вознаграждения,

в т.ч. от продаж страховых продуктов

(2016 г.)

 

Банк

Наименование статьи доходов в отчетности банка (МСФО)

2016,   млн руб.

2015, млн руб.

Изменение, %

1

Сбербанк

Агентские комиссии полученные

12 500

8 400

49%

2

Банк ВТБ (ПАО)

Агентское вознаграждение за распространение страховых продуктов и прочие услуги

9 400

8 300

13%

3

Банк Хоум Кредит

Агентские операции по договорам страхования

8 437

9 692

-13%

4

Почта банк

Агентские операции по договорам страхования

6 936

4 242

64%

5

Совкомбанк

Плата за включение в программу финансовой и страховой защиты

6 768

5 732

18%

6

Ренессанс кредит

Агентское вознаграждение по страховым договорам

4 307

4 873

-12%

7

Восточный

Агентская комиссия за присоединение к страховой программе

3 858

3 920

-2%

8

Тинькофф банк

Комиссия за услуги страхования кредитов

3 603

2 593

39%

9

Россельхозбанк

Вознаграждение за продажу страховых контрактов

3 326

2 634

26%

10

Альфабанк

Агентское вознаграждение по операциям страхования

3 173

2 665

19%

11

Росбанк

Агентские операции

2 290

1 767

30%

12

ЮниКредит Банк

Комиссия агентов по страхованию

2 023

862

135%

13

МКБ

Комиссии по обеспечению страхования кредитов

1 932

1 276

51%

14

Райффайзенбанк

Комиссия агентов по страхованию

1 693

1 319

28%

15

ФК Открытие

Комиссия страхового брокера

1 001

333

201%

 

ИТОГО

 

71 246

58 609

22%

*В отчетности указаны как «Чистые комиссионные доходы»

Источники: Публичная отчетность по МСФО банков, расчеты экспертов ОНФ

 

Как видно, совокупный объем агентских комиссий всех банков из рэнкинга в 2016 г. составил 71,3 млрд руб., что очень близко к сумме вознаграждений, выплаченных страховыми компаниями посредникам (73,6 млрд руб.) по страхованию жизни (за исключением пенсионного страхования) и страхованию от несчастных случаев и болезней. Рост показателя за год составил 22%.

 

Наибольший прирост по агентским вознаграждениям продемонстрировали ФК Открытие (+201%), ЮниКредит Банк (+135%) и Почта Банк (+64%). Высокие темпы роста также были у Московского кредитного банка (+51%), Сбербанка (+49%).

 

Часть крупных банков работает с дружественными страховыми компаниями (Сбербанк страхование жизни, ВТБ страхование, Альфастрахование, Ренессанс Жизнь и другие). По данным Банка России, за 2016 г. такие страховщики были лидерами по сборам премий в таких добровольных видах страхования как страхование жизни заемщика, личное страхование от несчастных случаев и болезней и других. Также эти компании входят в лидеры по объему выплаченного вознаграждения посредникам.

 

Топ-10 страховщиков по размеру выплаченного вознаграждения посредникам за 2016 г.

по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней

 

№ 

п\п

Рег №

Наименование

Город

Вознаграждение посредникам по добровольному личному страхованию от несчастных случаев и болезней, млн руб.

1

3398

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

Москва

6 523

2

4104

СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КАРДИФ

Москва

5 757

3

2239

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

3 611

4

621

ВСК

Москва

1 934

5

3692

СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

1 459

6

3972

РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ

Москва

1 291

7

3879

ЭРГО ЖИЗНЬ

Москва

1 206

8

1207

БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОБЩЕЕ СТРАХОВАНИЕ

Москва

1 028

9

1209

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

978

10

3991

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Москва

736

*Данные Банка России

 

Топ-10 страховщиков по размеру выплаченного вознаграждения посредникам за 2016 г.

по добровольному страхованию жизни заемщика

 

№ 

п\п

Рег №

Наименование

Город

Вознаграждение посредникам по добровольному страхованию жизни заемщика, млн руб.

1

3972

РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ

Москва

8 534

2

3692

СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

3 498

3

4079

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

824

4

3987

УРАЛСИБ ЖИЗНЬ

Москва

773

5

3256

МЕТЛАЙФ

Москва

672

6

3984

РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ

Москва

230

7

4105

СИВ ЛАЙФ

Москва

110

8

3645

ОТКРЫТИЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

32

9

4003

ЖАСО-ЛАЙФ

Москва

8

10

3828

АЛЬЯНС ЖИЗНЬ

Москва

0,02

*Данные Банка России

 

Проблема заключается в том, что потребители финансовых услуг, обращаясь в банк за кредитом, не всегда знают о том, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными.

Мониторинги обращений потребителей финансовых услуг, которые проводят эксперты ОНФ, показывают, что жалобы на навязывание дополнительных услуг в банках являются одними из самых распространенных. В 2016 г. их доля составила 38% от всех обращений (было проанализировано 4,4 тыс. обращений).

 

Именно проблема навязывания дополнительных услуг стала причиной введения Банком России «периода охлаждения» (5 дней), в течение которых страхователь может отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию.

Однако, данное указание действует лишь в отношении индивидуальных страховых договоров, в которых страхователем является сам заемщик. В то же время, банки предлагают и коллективные схемы страхования, где заемщик присоединяется к коллективному договору, который, в свою очередь, заключен между банком и страховой компанией. В такой конструкции страхователем является банк. Заемщик является застрахованным лицом и платит за присоединение к коллективному договору страхования. При таких условиях заемщик не может вернуть ни плату за присоединение, ни страховую премию.

 

По информации ОНФ, Банк России намерен решить вопрос навязывания услуг по коллективным схемам путем распространения «периода охлаждения», который будет составлять 14 дней, на договоры коллективного страхования заемщиков. Большинству заемщиков все равно, какой у них договор страхования – коллективный или индивидуальный. Заемщика беспокоит то, что ему навязывают этот договор.

 

Рост агентских вознаграждений за страхование продолжился и в 2017 г. Это показывают данные отчетности банков за первое полугодие и статистика Банка России. Но в отличие от 2016 г., в текущем году в числе факторов, обусловивших этот рост, следует учитывать заметный рост кредитования в потребительском и авто сегментах, а также в ипотеке. Кроме того, высокими темпами растет инвестиционное страхование жизни. Корректный анализ итогов 2017 г. потребует учета этих обстоятельств.

 

«Развитие страхования и вовлечение в него все большего числа граждан - это позитивный фактор для экономики, но лишь в том случае, если рост этот не связан с применением добровольно-принудительного страхования. Простой анализ соотношения собранных премий и произведенных выплат в сегменте страхования жизни и здоровья показывает чрезвычайно высокую доходность этого продукта для страховщиков и банков, чьи комиссии в качестве агентов довольно высоки. Несмотря на все усилия регулятора, цифры говорят сами за себя. Высокие сборы, демонстрируемые страховыми компаниями, показывают скорее не интерес населения к страхованию, а особенности нашего кредитования: банки повсеместно эксплуатируют роль финансового посредника и злоупотребляют ею. ОНФ будет добиваться запрета на применение коллективной схемы страхования заемщиков, либо, как минимум, распространения действия «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования», - заявил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.