Роскомнадзор защитит должников от необоснованных коллекторских звонков

Источник: ПРАВО.RU

 

Роскомнадзор встревожил участников рынка взыскания долгов, пишет "Коммерсантъ": надзорный орган разъяснил, что для звонков неплательщикам недостаточно согласия заемщика на обработку персональных данных, которое было подписано им при оформлении кредита.

 

Осуществление телефонных звонков с целью побудить должника к возврату просроченной задолженности является незаконным, если отсутствует соответствующее "волеизъявление" с его стороны, уточняет Роскомнадзор. При заключении кредитного договора заемщик оформляет согласие на обработку персональных данных. Однако когда он перестает платить по долгам и возникает необходимость их взыскивать, его статус изменяется.

 

Согласно положениям закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), должник – это не всякий заемщик, а только физлицо, "имеющее просроченное денежное обязательство". Поскольку на момент заключения договора просрочки не было, то заемщик не являлся должником. Соответственно, упомянутое согласие необходимо оформлять повторно.

 

Роскомнадзор предлагает замещикам, недовольным необоснованными действиями кредитных организаций и коллекторов, обращаться к нему за защитой прав субъектов персональных данных. Надзорный орган уполномочен на контроль и надзор в этой области и вправе штрафовать нарушителей по ст. 13.11 КоАП РФ. Размер штрафа – до 75 000 рублей. С января по сентябрь 2017 года ведомство получило 6647 жалоб на банки и коллекторов.

 

Участники рынка полагают, что эти разъяснения способны фактически остановить процесс взыскания: обращение к должнику за дополнительным согласием может быть расценено как нарушение закона, поскольку само по себе требует обработки его персональных данных. Кроме того, по любой жалобе Роскомнадзор может организовать внеплановую проверку и обнаружить аналогичные нарушения в реестре неплательщиков.