+7 495 518-53-50
+7 495 765-35-04

ЦБ хочет защищать банковских клиентов вместо Роспотребнадзора

Источник: ПРАВО.RU

 

Банк России намерен получить от Роспотребнадзора полномочия по защите клиентов кредитных организаций, пишет "Коммерсантъ". Таким образом, ЦБ может превратиться в мегарегулятора на рынке финансовых услуг.

 

С 2014 года при ЦБ существует служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, которая отстаивает интересы граждан во всех финансовых секторах кроме банковского – его курирует Роспотребнадзор. Однако "практика показывает", что граждане "в любом случае обращаются к нам", утверждает директор юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов.

 

Банк России рассчитывает, что его компетенции в перспективе будут расширены. "Идет дискуссия, и я считаю, что она должна закончиться положительным решением", – накануне заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. "С учетом того, что финансовый рынок является единым организмом, вопрос наделения ЦБ полномочиями по защите прав потребителей банковских услуг заслуживает внимания", – уточнили в ЦБ.

 

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков поддерживает эту задумку: по его мнению, ЦБ "поддерживает много инициатив, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, усиление их правовой защищенности". При этом Роспотребнадзор, разбирая споры, "опирается не на законодательную оценку, а на человеческое понимание справедливости, что не всегда объективно", – считает Аксаков.

 

Надзорный орган не согласен: передача полномочий приведет к тому, что ЦБ будет осуществлять контроль за правами и хозяйствующих субъектов, и потребителей, что неминуемо приведет к возникновению конфликта интересов и правоприменительных коллизий. Эксперты согласны, что создание мегарегулятора снизит уровень защищенности потребителя как экономически слабой стороны договора.

 

О защите прав потребителей финансовых услуг

 

Источник: Роспотребнадзор


В Российской Федерации выстроена полноценная система защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, в структуру которой входят Роспотребнадзор как уполномоченный орган защиты прав потребителей, потребительские общественные организации, региональные и местные органы власти.

При этом формирование и реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а правовую основу национальной системы защиты прав потребителей формирует закон «О защите прав потребителей», который устанавливает базовые и фундаментальные механизмы и гарантии восстановления нарушенных потребительских прав.

C 2016 года в адрес Роспотребнадзора и его территориальных органов поступило более 45 тысяч обращений по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг. При это за последние пять лет ежегодное количество обращений по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг увеличилось на 50%. Наиболее распространены жалобы на навязывание страховых услуг, отказы в страховых выплатах, непрозрачность условий страхования и т.д. При этом существенный рост количества обращений связан с реализацией гражданам так называемых услуг по присоединению к программам коллективного страхования, а также сложных инвестиционно-страховых продуктов. По всем обращениям Роспотребнадзором приняты меры как административного, так и гражданско-правового характера. В октябре т.г. начала работу круглосуточная постоянная горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Эффективность защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, обусловлена формированием единообразной правоприменительной практики, осуществляемой Роспотребнадзором на протяжении более чем 10 лет. На основе результатов проверок и административных расследований, Роспотребнадзором последовательно осуществляется представление интересов потребителей в судах. Это позволяет обеспечить принятие решений судами в пользу потребителей в более чем 90% дел, в которых участвует Роспотребнадзор.

Анализ поступающих обращений показывает, что попытки размежевания вопросов защиты прав потребителей в рамках иных отраслевых видов контроля и надзора (в сфере кредитования, страхования и иных финансовых услуг) и попытки осуществлять одновременную защиту интересов хозяйствующих субъектов и потребителей неминуемо порождает «конфликт интересов» и правоприменительные коллизии, снижая уровень защищенности потребителя как экономически слабой стороны договора.