Эксперты ОНФ призывают включить в Стратегию госполитики в области защиты прав потребителей социальную сферу и ЖКХ

Источник: ОНФ

 

Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей, которую недавно утвердило правительство, игнорирует интересы граждан в значимых сферах, считают эксперты ОНФ. Они провели анализ стратегии и пришли к выводу, что в документе, по сути, не учтены услуги социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание) и ЖКХ. В отношении них есть лишь указание общих направлений без детализации механизмов защиты прав потребителей. Тогда как именно с этими сферами ежедневно сталкивается большинство жители страны.

 

Цель утвержденной в конце августа 2017 г. Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г. – защита интересов всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам. При этом особое внимание уделяется социально уязвимым группам граждан, говорится в тексте документа.

 

Однако эксперты Народного фронта, проанализировав Стратегию, пришли к выводу, что в ней не учтены услуги социальной сферы и ЖКХ. А ведь именно с ними ежедневно сталкиваются жители, и в первую очередь под прицелом оказываются социально уязвимые граждане.

 

Так, услугами ЖКХ пользуются все домохозяйства нашей страны, к услугам амбулаторно-поликлинических организаций ежедневно обращаются около 4 млн человек, образовательных учреждений – свыше 23 млн человек, театры и цирки каждый день посещают 120,5 тыс. зрителей, музеи – 328 тыс. Кроме того, численность россиян, имеющих право на социальное обслуживание, только среди инвалидов составляет более 12 млн человек.

 

Руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков считает, что социальная сфера и ЖКХ важны для самого существования общества и при этом у них имеется своя специфика. Однако в Стратегии на них не сделан акцент. В лучшем случае приводятся общие направления, без описания механизмов защиты прав и интересов потребителей.

 

Так, эксперты Центра регулярно сталкиваются с некачественными услугами и работами в жилищной сфере (проблемы тарификации коммунальных услуг, текущий и капитальный ремонт домов и многое другое). Однако в Стратегии вопросы ЖКХ рассмотрены в одном абзаце, и речь в нем идет лишь о повышении информирования потребителей, обеспечении всеобщего доступа к услугам ЖКХ и разрешении споров между потребителями и организациями ЖКХ. Каким образом предполагается реализовывать эти направления, Стратегия умалчивает.

 

В отраслевых документах эта тема тоже не затрагивается. Так, Стратегия развития ЖКХ в РФ на период до 2020 г. не дает представления о механизмах защиты прав потребителей коммунальных услуг, сводя их к общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

Медицинская сфера также коротко рассматривается в Стратегии в контексте информирования потребителей и дополнительных мер по защите незастрахованных лиц. И вновь эксперты отмечают отсутствие какой-либо детализации таких действий.

 

Образование и культура как сферы услуг вообще не нашли в Стратегии своего отражения. Особо эксперты ОНФ отмечают отсутствие в ней вопросов защиты прав и интересов потребителей в сфере социального обслуживания. Это явно расходится с заявленным в Стратегии учетом реальных интересов «социально уязвимых групп населения».

 

При этом результаты работы проекта ОНФ «Народная оценка качества» показывают, что к качеству услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и культуре у граждан много претензий. На сайт проекта narocenka.ru поступило почти 22 тыс. отзывов граждан о качестве работы 2,5 тыс. организаций соцсферы. Подавляющее большинство замечаний россиян касаются сложностей при записи к специалистам, времени ожидания в очереди, удобства помещений.

 

«Возникает вопрос, почему эти сферы не нашли должного отражения в Стратегии? Повседневные услуги, с которыми сталкиваются все жители нашей страны, просто выведены за рамки документа. Можно утверждать, что потребителя в полном понимании слова в Стратегии нет, не сформированы представления о конкретных механизмах защиты его прав в социальной сфере и ЖКХ», – отмечает Виктор Рожков.

 

Более того, механизмы защиты прав потребителей рассматриваются в Стратегии преимущественно в разрезах совершенствования судебных процедур и работы потребительских организаций. Однако судебный процесс – явление длительное по времени, обращение граждан в потребительские организации также запускает специальные довольно долгие процедуры. А вот несудебные механизмы самостоятельной защиты потребителями своих прав и интересов в документе отсутствуют.

 

Эксперты ОНФ предлагают при реализации или корректировке Стратегии сформировать специальный раздел или группу разделов, где будут поставлены цели, задачи, определены направления и механизмы защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ. При этом роль потребителя в деле защиты прав должна рассматриваться отдельно.