ТОП-5 нарушений в сфере строительства

Источник: ФАС России

 

Наиболее распространенные нарушения в строительной отрасли по данным ФАС России

 

Для профилактики нарушений антимонопольная служба публикует информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях в сферах антимонопольного законодательства, рекламы, тарифного регулирования, а также госзаказа и гособоронзаказа.

 

С 2016 года антимонопольные органы рассматривают жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, на действия органов власти в сфере строительства и сетевых организаций.

 

Наиболее распространенными нарушениями, выявленными антимонопольными органами, являются:

  • нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка;
  • нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство;
  • отказы в подключении (технологическом присоединении) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства;
  • нарушение сроков заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства;
  • незаконные требования к заявителю и составу документов.


 

Жалобы коммерческих организаций на действия органов власти и сетевых организаций рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Сегодня бизнес-сообщество вправе обжаловать порядок осуществления процедур, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации исчерпывающие перечни в сферах:

  • жилищного строительства;
  • строительства объектов водоснабжения и водоотведения;
  • строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ;
  • строительства объектов капитального строительства нежилого назначения;
  • строительства сетей теплоснабжения.


 

В частности, жалобы могут быть направлены на:

  • нарушение сроков осуществления процедур;
  • предъявление требований осуществить процедуры, не включенные
  • в «исчерпывающие перечни»;
  • незаконный отказ в приеме документов;
  • предъявление не предусмотренных НПА требований.


 

«Следует отметить, несмотря на то, что срок рассмотрения таких жалоб и принятия решения по ним составляет не более 7 рабочих дней с возможностью однократного продления этого срока еще максимум на 7 дней, механизм административного обжалования в строительной области все еще не заработал в полной мере, - уточнил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. - Сегодня предприниматели вправе потребовать от ФАС ускоренного рассмотрения жалобы на действия сетевых организаций, если они касаются незаконного отказа в приеме документов, предъявления к лицу, подавшему жалобу, и его документам требований, не установленных законом. В то же время, при совершении аналогичных противоправных действий органами власти ФАС не вправе рассмотреть жалобу в ускоренном порядке».

 

Сегодня ФАС России подготовлены изменения в Закон о защите конкуренции, позволяющие антимонопольной службе рассматривать жалобы на незаконный отказ в приеме документов, незаконные требования к заявителю и составу документов со стороны государственных органов, выносить по ним решения и выдавать предписания об устранении нарушений по «короткой процедуре».

В целях снижения административных барьеров на строительном рынке и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации ФАС России рекомендует уполномоченным органам власти и организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, усилить контроль за соблюдением сроков и иных требований градостроительного законодательства при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни.

 

Напомним, в настоящий момент в России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, которая, в том числе предполагает снижение административной нагрузки на бизнес и уменьшение количества проверочных мероприятий. Курирует реформу министр Российской Федерации Михаил Абызов. ФАС России является активным участником проекта и отмечает, что неправомерные действия органов власти в сфере строительства и сетевых организаций могут нанести ущерб отрасли и дискредитировать цели реформы.