Источник: ОНФ
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели опрос о работе страховых медицинских представителей. Оказалось, что более 80% респондентов не знают о таких специалистах в сфере здравоохранения или не представляют, чем они занимаются. При этом страховые представители должны выступать в роли помощников для граждан в получении всех видов медицинской помощи в системе ОМС. В Народном фронте отметили, что работа страховых медицинских представителей пока не ориентирована на пациентов и малоэффективна, а вся система в целом требует доработки.
По данным опроса ОНФ, более половины респондентов (55%) не знают контактов, по которым можно связаться со страховыми представителями в случае необходимости. При этом лишь 2% постоянно обращаются к ним за помощью. При обращении пациентов к страховым представителям только у 9% не возникает никаких сложностей. Около 16% опрошенных считают введение института страховых поверенных хорошей мерой, но лишь 7% посчитали, что с появлением этих специалистов качество услуг улучшилось.
Около 45% респондентов заявили, что если их не удовлетворяет качество медицинской помощи, то они никуда не обращаются с предложениями или жалобами. В страховую организацию адресуют свои жалобы лишь 8% опрошенных, а более трети – признались, что вообще никогда не обращались в свою страховую организацию за помощью.
В ОНФ напомнили, что институт страховых представителей был разработан по итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!», который состоялся 7 сентября 2015 г. На нем был поднят вопрос об обязанностях страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных. Данный институт заработал 1 июля 2016 г., когда появились страховые представители первого уровня. Именно они обязаны информировать обратившихся к ним застрахованных лиц и консультировать по вопросам оказания медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования. С 1 января 2017 г. начали свою работу страховые представители второго уровня, которые индивидуально информируют граждан о прохождении диспансеризации и профилактических мероприятий.
«Отмечу, что внедрение института страховых представителей в нашей стране происходит впервые. Это совершенно новый шаг на пути усиления роли и ответственности страховых медицинских организаций, что является обязательным условием перехода на страховые принципы в системе российского здравоохранения. Цель вводимой системы – создание эффективного механизма обеспечения прав застрахованных граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи по программе ОМС. Но, исходя из результатов мониторинга, можно сделать выводы, что граждане пока не информированы ни о сути работы страховых поверенных, ни об их существовании», – рассказала член Центрального штаба ОНФ, член комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко.
На основании результатов опроса эксперты ОНФ отмечают, что поскольку граждане в большинстве случаев не обращаются за помощью или информацией к страховым представителям, то их работа пока невостребована. При этом в 2018 г. начнут работу страховые представители третьего уровня, которые смогут не только обеспечивать индивидуальное сопровождение, но и выступать экспертами качества оказанной пациентам медицинской помощи, то есть проводить экспертизу и определять в случае поступившей от пациента жалобы, были ли нарушены его права или нет, а также защищать права застрахованных в сфере ОМС.
«Введение новой системы должно быть ориентировано прежде всего на пациентов, улучшать качество и доступность медицинской помощи и в то же время положительно сказываться на работе организаций здравоохранения. Результаты мониторинга показывают, что медицинские страховые организации должны более активно информировать застрахованных о деятельности страховых поверенных, иначе затруднительно оценить качество и востребованность их работы. ОНФ будет и в дальнейшем проводить опросы и анкетирование граждан, чтобы получать актуальную информацию», – резюмировала Татьяна Кусайко.
Опрос, в котором приняли участие более 650 человек из 63 субъектов РФ, проводился в Интернете, принять в нем участие могли все, кто обращался за получением медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования.