В Генеральной прокуратуре РФ обобщена практика исключения из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти выявленных коррупциогенных факторов

Источник: Генеральная прокуратура РФ

 

Осуществляемая в настоящее время в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работа по проведению антикоррупционной экспертизы, в том числе с привлечением независимых экспертов, ориентирована на выявление и исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на урегулирование общественных отношений в наиболее значимых сферах.

 

Так, коррупциогенные факторы выявлены в приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В приказе при описании вида разрешенного использования земельного участка указано, что размещение на нем объектов капитального строительства предполагается для удовлетворения повседневных потребностей жителей и не причиняет существенного неудобства жителям. Между тем понятия «повседневные потребности жителей» и «существенное неудобство жителей» в классификаторе не раскрыты, что позволяет должностным лицам произвольно определять возможность размещения на участке объектов.

 

Антикоррупционная экспертиза Требований Ростехнадзора к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденных приказом от 19.08.2015 № 328, выявила коррупциогенные факторы, выраженные в наличии широких возможностей для усмотрения при проведении экзамена. Так, при несогласии с результатами экзамена заявитель вправе обратиться в Ростехнадзор с жалобой, которая подается им после объявления результатов экзамена, При этом порядок и момент объявления результатов квалификационного экзамена четко не регламентированы. Приказ не предусматривает личного участия заявителя при рассмотрении его жалобы.

 

Наличие необоснованно широких полномочий для правоприменителя установлено в Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению водных объектов в пользование, утвержденном приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225. Прокурорами выявлено отсутствие в документе предельного срока, в течение которого следует провести аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования.

 

Коррупциогенные факторы, выраженные в широте дискреционных полномочий и отсутствие (неполноте) административных процедур, выявлены в порядке деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденных приказом Минсельхоза России от 08.04.2013 № 170. Так, в приказе не установлен механизм взаимодействия комиссии с перечисленными в документе организациями и органами Росрыболовства, отсутствуют форма, порядок и сроки представления в комиссию необходимых документов, не определены сроки их рассмотрения. Порядком не предусмотрены форма утверждения протокола заседания комиссии, критерии принятия, а также оценки протокола на предмет его утверждения; не определены требования к содержанию протокола.

 

Требования Генпрокуратуры России об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесенные по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов руководителям названных федеральных органов исполнительной власти рассмотрены и удовлетворены. В настоящее время в указанных органах ведется работа по исключению коррупциогенных факторов.