Аграрный комитет Совета Федерации в осеннюю сессию обсудит меры по восстановлению агрострахования

Источник: НСА

 

Субсидии на агрострахование – это единственный вид субсидий, который регулируется специальным законом № 260-ФЗ, потому что развитие этого направления относится к стратегическим задачам федерального уровня. Однако при введении «единой» субсидии данный факт не был учтен, - заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, выступая перед участниками круглого стола, который состоялся 29 июня  в Совете Федерации. Основная тема круглого стола, который прошел под руководством  председателя Аграрного комитета СФ М.П. Щетинина, была посвящена совершенствованию системы предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса.

 

В ходе круглого стола президент НСА Корней Биждов акцентировал внимание присутствующих на том, что объединение поддержки агрострахования с другими субсидиями не позволяет учитывать специфику этого вида господдержки, что сегодня уже подтверждается на практике. Так, в этом году ключевые сельскохозяйственные регионы по сути вынуждены по этой причине отказываться от страховой защиты. В том числе и те, где в прошлые годы рынок агрострахования был очень развит - на Кубани, в Белгородской, Самарской, Воронежской областях. Причем происходит это все на фоне ухудшения погодных условий и природных аномалий. Ослабление централизованных механизмов поддержки в результате может разрушить основы управления рисками в аграрно-промышленном комплексе.

 

Понимая важность вопроса развития АПК, государство помогает аграриям оплатить страховой полис практически во всех современных экономиках мира. Так как риски агропроизводства достаточно высокие, и соответственно стоимость их страхования не может быть небольшой. Это мировая практика, и потому закономерно, что поддержка агрострахования входит также в «зеленую» корзину ВТО. Отсутствие же агрострахования может ослабить конкурентные преимущества АПК РФ на международном рынке сельхозпродукции.

 

Введение расходов на агрострахование в «единую» субсидию ставит всю систему развития отечественного АПК под угрозу: на данном этапе страхование сельхозрисков не является приоритетным направлением для региональных органов АПК, так как усилия ведомств, в первую очередь, направлены на решение краткосрочных задач, в частности, на повышение объемов выпуска сельскохозяйственной продукции. Для расходов на агрострахование, в лучшем случае, выделяются «крохи». При этом вложенные в развитие производства инвестиции оказываются ничем не защищены, и при наступлении ЧС есть риск все эти вложения потерять. Ряд регионов, понимая крайне напряженную агроклиматическую ситуацию, готов активизировать  развитие агрострахования и выделить на субсидии по этому направлению гораздо больше средств, чем запланировано. Об этом в ходе круглого стола заявил министр сельского хозяйства Алтайского края А.Н. Чеботаев.

 

Проблема недофинансирования сельхозстрахования актуальна, в первую очередь, для высокорисковых для аграрного направления регионов. Хотя ряд примеров последних лет, связанных с погодными аномалиями, красноречиво свидетельствует о том, что вся территория России – это зона рискованного земледелия. А от вспышек заболеваний сельскохозяйственных животных и птиц не защищен никакой, даже самый современный, агрохолдинг.

 

Председатель Аграрного комитета СФ М.П. Щетинин подчеркнул,  что Совет Федерации планирует обсудить меры по восстановлению системы агрострахования в стране в осеннюю сессию и посвятит этому специальное заседание.

 

Еще одна проблема, на которой заострил внимание присутствующих на круглом столе в Совете Федерации Корней Биждов, - это необходимость введения для всех регионов РФ единого стандарта регламента субсидирования. Так как зачастую действия региональных ведомств, направленные на разработку перечня документов, необходимых сельхозпроизводителю для оформления субсидии на страхование, значительно затрудняют получение самих средств.

 

«Проанализировав региональные нормативные документы 2016 года, мы пришли к выводу, что в 99% случаев они не соответствуют установленным Правительством РФ; в 69% случае не соответствуют действующим положениям закона № 260-ФЗ. А в 23% случаев региональные АПК вводят требование дополнительных документов, причем эти требования различаются даже в соседних регионах. Все это значительно затрудняет получение субсидий на агрострахование, а в некоторых случаях вынуждает сельхозпроизводителей, и без того загруженных решением текущих вопросов, вовсе отказываться от субсидий, - констатирует Корней Биждов. – Поэтому на федеральном уровне необходимо закрепить стандартизацию условий получения субсидий для всех субъектов РФ, распределяя средства между регионами по фактической потребности».

 

Для развития агрострахования с государственной поддержкой и эффективной защиты финансовых рисков сельхозтоваропроиводителей необходимо  принять комплекс первоочередных мер, в том числе, исключить расходы на страхование из «единой» субсидии или придать этой части субсидии защищенный статус, - резюмировал по итогам круглого стола в Совете Федерации Корней Биждов.