Стратегия развития банковского сектора до 2015 года не способствовала решению ключевых задач долгосрочной устойчивости и эффективности банковского бизнеса

Источник: Счетная Палата РФ

 

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка итогов реализации в 2011–2015 годах Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

Объекты проверки: Банк России, Минфин России, Минэкономразвития России, МИД России, ФАС России.

Проверяемый период: 2011 – 2016 годы.

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

На заседании Коллегии было отмечено, что Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия развития банковского сектора) не имеет определенного юридического статуса: документ не содержит обязательных для исполнения норм права и не влечет обязанности федеральных органов государственной власти по реализации его положений. Стратегия развития банковского сектора не встроена в систему стратегического планирования России: документ упоминается только в госпрограмме «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». 

Ключевые целевые показатели Стратегии развития банковского сектора достигнуты не были. К примеру, не произошло запланированного сокращения участия государства в капиталах банков. По данным Банка России с 1 января по 1 декабря 2015 года доля госбанков на рынке привлечения корпоративных средств увеличилась с 63,9% до 67,6%, а доля частных — сократилась с 36,1% до 32,4%. Доля банков с государственным участием в совокупном объеме активов по состоянию на 1 января 2016 года составила 58,6%, для сравнения на 1 января 2011 года из доля составляла 45,8%. Также не был достигнут целевой уровень по показателю соотношения капитала кредитных организаций и ВВП на уровне 14-15%, фактический уровень на 1 января 2016 года составил 11,1%.

«Конечно, реализация Стратегии проходила в сложных условиях, что оказало негативное влияние на достижение даже тех немногих количественных показателей, которые в ней установлены. Но это говорит и о том, что при разработке Стратегии-2015 не был учтен опыт реализации Стратегии до 2008 года в части оценки вероятности кризисных внешнеэкономических или внешнеполитических обстоятельств, существенно повышающих риски нарушения стабильности финансового сектора России», - сказал Андрей Перчян.

Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов за период реализации Стратегии развития банковского сектора уменьшилось с 230 до 199, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы за тот же период уменьшилась 27,7% до 16,9%. Положительная динамика роста инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций с 336,3 млрд рублей до 408,5 млрд рублей, по словам аудитора, объясняется исключительно снижением курса рубля к доллару США и евро.

Доля первых 5 банков в активах банковской системы в период реализации Стратегии развития банковского сектора увеличилась с 47,9% до 56%, количество кредитных организаций, на которые приходится 80% активов банковской системы, уменьшилось с 29 до 25. По мнению аудитора, такая ситуация может свидетельствовать о снижении уровня конкуренции в секторе банковских услуг с ухудшением позиций региональных банков.

Экономические сложности, которые создает текущая ситуация для российских банков, требуют новых антикризисных решений с целью сохранения финансовой устойчивости первой сотни системообразующих банков.

На заседании Коллегии было отмечено, что в период реализации Стратегии развития банковского сектора индекс совокупной обеспеченности банковскими услугами большинства регионов существенно не изменился. Так, по состоянию на 1 января 2016 года наиболее более высокий уровень отмечается в Центральном федеральном округе, в Северо-Западном федеральном округе, наименьший уровень по-прежнему наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе. Вместе с тем, сохраняется неоднородный характер распределения банковских услуг в регионах. По словам Андрея Перчяна, в регионах, где кредитные организации представлены в меньшем количестве, недостаток банковских услуг возмещается микрофинансовыми организациями.

«После 2015 года новая стратегия развития банковского сектора не разрабатывалась. Это подтверждает отсутствие практической необходимости в принятии отдельного стратегического документа по банковской системе, тем более ‑ не имеющего правового статуса. В целях комплексного учета задач банковского сектора в экономической системе России в процессе государственного стратегического планирования целесообразно включить основные положения и показатели развития банковского сектора или основные направления денежно-кредитной политики в общую стратегию социально-экономического роста Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективы при их разработке», - сказал аудитор.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчет по итогам экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.