Комнатка страха

Источник: НССО


Россия — страна опасных лифтов. По результатам обследования 22,9 тысячи подъемников, которое провели в этом году специалисты Ростехнадзора, претензий не оказалось только к шести (!) процентам проверенных объектов. Самая печальная ситуация — в жилом фонде. Там количество нарушений вообще зашкаливает, что неудивительно, с учетом количества старых механизмов советского происхождения, давно отработавших все допустимые сроки эксплуатации. Денег на замену всех старых подъемников на новые в бюджетах разных уровней нет. У населения — тем более. Так что единственным "утешением" для всех нас на неопределенный срок становится страхование лифтов как опасных объектов, которое уже не первый год является в нашем государстве обязательным.


Внеплановые проверки лифтов в России начались после трагедии в московском жилом комплексе "Алые паруса" в январе этого года, когда женщина погибла в лифте, упавшем в шахту. Не нужно быть большим экспертом в жилищно-коммунальном хозяйстве, чтобы ошибиться в прогнозе результатов этих проверок: лифтовое хозяйство в стране по большей части старое и многие годы им вообще никто не занимался. Новые подъемники устанавливают главным образом в новых жилых высотках и коммерческих комплексах. А лифты в старых домах остаются проблемой самих жильцов и управляющих компаний. При минимальной стоимости нового подъемника в полтора миллиона рублей о замене отработавшего лифта обитателям большинства советских многоэтажек остается только мечтать.


В Саратовской области за последние годы было, к счастью, сравнительно мало происшествий с лифтами. В июле этого года в Аткарске спасателям пришлось вызволять из кабины пятерых человек в местной поликлинике. Другой случай произошел через пару недель в Саратове. Лифт с 12-летним мальчиком застрял в доме на улице Лисина (поселок Солнечный-2) между 2-м и 3-м этажами. Школьник попытался вылезти из кабины, разжав двери, но упал в шахту. В тяжелом состоянии его доставили в больницу. Жители дома потом говорили, что лифт и до инцидента часто ломался, а дети нередко выбирались из застрявшего подъемника, открывая двери с внутренней стороны и прыгая на площадку нижнего этажа. Но кому, как говорится, до этого есть дело...


Но вы держитесь


Как сообщил "Газете Наша Версия" в ответ на запрос заместитель руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Сергей Бурлин, эксплуатирующими лифты организациями на территории Саратовской области поставлено на учет 7857 объектов. Львиная доля — 7531 единица — приходится на жилой фонд. Следовательно, в общественных, государственных и коммерческих зданиях действуют 326 лифтов.


До половины устройств в нашей области давно преодолело допустимый срок эксплуатации. Но специальной региональной программы по замене лифтового оборудования в области нет, как и денег на подобные проекты. Массовая замена подъемников в жилых домах по утвержденному плану капитального ремонта начнется в губернии в лучшем случае в 2019 году. Но до него еще надо дожить, пользуясь этими старыми механизмами.


Единственным, хотя и слабым утешением остается тот факт, что в соответствии с Федеральным законом № 225 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (225-ФЗ) любой лифт теперь имеет статус опасного объекта, а их страхование с 1 января 2013 года стало обязанностью тех, кому они принадлежат.


Не каждый подъемник в России пока еще имеет полис. Как сообщил нашей газете начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Александр Колесников, в настоящее время в стране застраховано 95 процентов лифтов. В 2015 году — 92 процента, в 2014-м — 85 процентов. "За последние два-три года в Саратовской области наметилась положительная динамика, связанная со страхованием лифтов", — отмечает директор саратовского филиала АО СОГАЗ Елена Бурданова.


При этом государство позаботилось, чтобы простимулировать ответственных за страхование лифтов лиц "кнутом". "За отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта в соответствии со статей 9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность — наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч рублей до 20 тысяч, на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей", — написал в ответе на запрос Сергей Бурлин.


По его данным, в ходе 451 проверки в отношении владельцев лифтов, которые ведомство провело в Саратовской области с 2014 года по июнь 2016-го, полисов на подъемники не оказалось лишь у одного юридического лица.


Не корысти ради


Легко догадаться, что страховку лифтов оплачивают все те же граждане — стоимость закладывается в тариф на обслуживание жилья. При этом выбирать страховую компанию и заключать с ней договор может лишь управляющая компания или та организация, которая обслуживает и эксплуатирует лифт, потому что закон позволяет страховщикам заключать договор только с юридическим лицом.


"Стоимость полиса варьируется от 1200 до 150 тысяч рублей в зависимости от количества лифтов и уровня их безопасности. Конечно, экономически выгоднее заключать полисы тем управляющим компаниям, за которыми закреплено много домов. Ведь после 151-го лифта все остальные включаются в полис без увеличения премии и чем больше лифтов в полисе, тем меньше премии приходится на каждый лифт", — рассказал газете специалист департамента страхования финансовых рисков и ответственности ОАО "АльфаСтрахование" Алексей Зайцев.


"Основываясь на нормах 225-ФЗ и Указания № 3739-У Центрального банка, стоимость страхования по обязательному договору будет зависеть от количества лифтов. К примеру, страхование одного лифта будет стоить 2000 рублей, а страхование двадцати лифтов — 6000 рублей в год при лимите ответственности 10 миллионов рублей. Также на расчет стоимости будет влиять поправочный коэффициент, значение которого зависит от года выпуска лифта, износа и того, как часто лифт проходит технические проверки", — поясняет директор филиала СПАО "Ингосстрах" в Саратовской области Роман Воронков.


По его словам, страхование лифтов в многоэтажных жилых новостройках в последнее время "набирает обороты". "Но тут есть некий парадокс: лифты старых домов представляют бо́льшую опасность, поэтому было бы логичнее ждать активности в старом жилом фонде. Однако, как показывает практика, управляющие компании новостроек более законопослушны в плане страхования. Возможно, это связано с тем, что жильцы, которые смогли купить квартиру в новом доме, готовы платить за коммунальные услуги бо́льшие суммы по сравнению с жильцами старых домов, что и позволяет УК заключать договоры страхования в спокойном плановом режиме", — отмечает Александр Колесников.


Представляет ли страхование лифтов в настоящее время коммерческий интерес для самих компаний — с учетом действующих тарифов и всех прочих обстоятельств?


"В обязательном страховании особо опасных объектов отсутствует коммерческий интерес, так как страхование осуществляется по закону. Мы принимаем на страхование всех, кто к нам обращается", — подчеркивает Алексей Зайцев.


"С учетом действующих тарифов при лимите ответственности страховщика в 10 миллионов рублей и при наличии в здании до пяти лифтов базовая ставка при страховании ответственности владельца опасного объекта — 0,02 % от страховой суммы. То есть страховая премия будет невысокой. А применение понижающего коэффициента снижает тариф еще на 40 процентов, что в целом исключает коммерческий интерес для страховых компаний", — убеждена Елена Бурданова.

"В настоящее время страхование ответственности владельцев лифтов для компаний достаточно прибыльно, — не согласен с коллегами Александр Колесников. — Отчасти это связано с тем, что часть пострадавших при авариях на лифтах просто не знают о своих правах, поэтому и не обращаются за страховым возмещением. Возможно, в будущем, при увеличении числа обращений пострадавших, коммерческий интерес страховых компаний несколько снизится".


Эксперты уверяют, что необходимость страхования лифтов неизбежно заставляет собственников чаще интересоваться состоянием подъемников, чем это было раньше.


"Механизм страхования лифтов мотивирует собственников зданий и сооружений содержать их в исправном состоянии, проводить регулярные проверки и ремонт", — говорит Елена Бурданова. "Страховщик передает информацию о реальном состоянии лифта в Ростехнадзор, а тот, в свою очередь, учитывает ее при составлении плана проверок лифтов. Таким образом, страховщик помогает Ростехнадзору выявлять лифты, опасные для жизни, — дополняет Александр Колесников. — А вот уже у Ростехнадзора достаточно широкие полномочия принудить владельца содержать лифт в исправном состоянии. В противном случае лифт будет отключен до устранения всех недостатков".


Предупрежден — значит вооружен


В конечном итоге все сводится к простому вопросу: является ли страхование лифтов в его нынешнем состоянии реальным инструментом защиты интересов граждан, которые ими пользуются? "Безусловно, является. А проверки, проводимые надзорными органами, несомненно, мотивируют владельцев лифтов в обязательном порядке заключать договоры страхования", — уверен Роман Воронков.


"Это реальный инструмент защиты граждан. При наступлении страхового случая пострадавший гарантировано получит выплаты, — подчеркивает Алексей Зайцев. — Степень виновности собственника дома в случае аварии определяет специально созданная комиссия после установления факта аварии. В нее входят представители Ростехнадзора, страховщика и страхователя. Пострадавшему или лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца), следует обратиться к организации, отвечающей за содержание дома (в случае жилых домов). Там можно узнать, в какой страховой компании застрахована ответственность владельца. Далее необходимо обратиться в указанную страховую компанию с заявлением о возмещении. Перечень необходимых документов будет запрошен страховой компанией в зависимости от вреда, который был причинен. Выплачивать будет сама страховая компания".


"Даже если эксплуатирующая лифты организация в нарушение требований закона не заключит договор страхования, то пострадавшие все равно получат выплаты из компенсационного фонда Национального союза страховщиков ответственности: два миллиона рублей близким родственникам погибшего и до двух миллионов рублей каждому травмированном пассажиру — в зависимости от количества и тяжести травм", — подчеркивает Александр Колесников.


Однако до наступления страхового случая (конечно, лучше бы их совсем не было!) надеяться нам все равно остается, главным образом, на добросовестность управляющих компаний и профессионализм тех, кто за лифтами следит и их ремонтирует. "Действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза 011/2011 "Безопасность лифтов" не предусматривает участие представителей территориального управления Ростехнадзора в работе комиссии по пуску вновь вводимых лифтов в эксплуатацию, а также их постановку на учет", — сообщили нашей газете в ведомстве.


Кроме того, в законодательстве нет и предписаний о том, чтобы кто-то вывешивал в подъездах или самих лифтах копию полиса или другую информацию о страховании подъемных устройств. "Жилищным кодексом и 225-ФЗ обязанность информирования пользователей лифтов владельцами о том, что лифт застрахован, не предусмотрена", — написал редакции Сергей Бурлин.


С другой стороны, любой житель многоэтажного дома имеет право получить информацию в своем ТСЖ или ЖСК о том, сколько служит конкретный лифт и есть ли у него страховка. Проще говоря, наше спасение в наших руках. Банально, конечно. Но ничего другого не остается.