Рейд активистов ОНФ по страховым компаниям Тихорецка выявил серьезные нарушения при оформлении полисов ОСАГО

Источник: ОНФ


Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, замруководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко вместе с краснодарскими активистами движения провела первый рейд по филиалам страховых компаний в регионе, в г.Тихорецке. Дело в том, что на Юге России сложилась самая плачевная ситуация в этой сфере: активисты Народного фронта зафиксировали здесь наиболее высокий уровень нарушений прав граждан в проверенных офисах – 66% (средний по стране показатель – 22–25%). По итогам рейда подготовлено обращение в прокуратуру с просьбой провести проверку по выявленным нарушениям. ОНФ в ближайшее время проведет аналогичные рейды в других городах Краснодарского края по оценке качества услуг страховых компаний при выдаче полисов ОСАГО.


«В конце весенней сессии Госдума приняла закон, по которому штраф за невыдачу полисов ОСАГО составляет теперь от 20 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Ранее ответственность была предусмотрена только для должностных лиц в размере до 50 тыс. руб. Однако, несмотря на ужесточение ответственности за нарушение прав клиентов, судя по числу обращений, которые мы получаем от автовладельцев, ситуация пока мало изменилась», – отметила Костенко.


Поэтому представители ОНФ решили сами посмотреть на то, что происходит в офисах страховщиков. «Основная причина, по которой мы выбрали для такой проверки кубанский город Тихорецк, – это как раз немалое количество жалоб людей на то, что они не могут приобрести полис ОСАГО. К тому же, как выясняется, наиболее остро эта проблема по всей стране стоит именно в небольших муниципалитетах, где отмечается слабая конкуренция среди страховых организаций», – рассказала Костенко.


Жители Тихорецка сообщали в своих обращениях в Народный фронт, что неделями не могут застраховать автомобили. «В филиалах страховых компаний постоянные отговорки: то нет бланков, то надо записываться в очередь, но сейчас сотрудник в отпуске, выйдет через неделю, и тогда приходите, но запись будет позже, и вообще им краснодарский филиал запретил страховать по ОСАГО, надо обращаться туда. Отсылал заявление на страхование автомобиля заказным письмом, так они отказались принимать его у почтальона. Пытался застраховать в электронном виде, заполнял все правильно, нажимаю оплатить – появляется надпись «Идет проверка», ждал сутки, так ничего и не получилось», – говорится в одном из таких обращений.


Визиты активистов ОНФ в офисы страховых компаний, в том числе в «Военно-страховую компанию» и «Росгосстрах», в г. Тихорецке лишь подтвердили, насколько печально положение местных автовладельцев.


Так, в офисе одной страховой компании участников рейда прямо у входа встретила табличка «Приема по ОСАГО нет. Идет оформление договоров по ранее принятым заявлениям», глядя на которую автовладельцы, пришедшие за полисом, тут же разворачивались и уходили. В помещении сидели несколько сотрудников, при этом работала лишь одна из них. При попытке оформить договор ОСАГО активист ОНФ сразу же получил отказ: сотрудница сослалась на то, что число очередников, желающих получить полисы, – около 200 человек и ждать придется до октября. Но прежде чем попасть в эту очередь, надо написать заявление и ждать 30 дней, пока сотрудники страховой компании его рассмотрят и ответят – будут ли они в принципе заключать договор с клиентом.


На вопрос участников рейда, в каком законе прописан такой странный порядок работы, подразумевающий существование очереди на то, чтобы встать в очередь на получение полиса, руководитель офиса ответить не смогла, но при этом пребывала в уверенности, что никакого нарушения в этом нет – а как же иначе, если компания из-за наплыва клиентов не справляется с работой в сжатые сроки? Помимо этого, сотрудники данного офиса страховой компании указали на отсутствие бланков, решить проблему с которыми, по их словам, можно только в Краснодаре.


«Все, что мы увидели и зафиксировали, является нарушением законных прав граждан: согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ и статье 1 федерального закона об ОСАГО, страховая компания обязана заключать договор с обратившимся клиентом без каких-либо ограничений. Нарушение карается административным штрафом для юридического лица в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., и это помимо штрафов для должностных лиц», – пояснила адвокат, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Ольга Гаврилова.


В офисе другой страховой компании к визиту активистов ОНФ, судя по всему, уже были готовы: на глазах у участников рейда клиенту в оформлении полиса не отказали, дополнительно заключить договор страхования жизни не предлагали. Но посетители, которые находились в это время в очереди, рассказали, что на деле все обстоит не так благополучно: приходить в страховую компанию им пришлось несколько раз в течение почти всех летних месяцев – с первого раза полис никому из них получить не удалось. Один из клиентов компании рассказал, что ему отказывали в оформлении договора со ссылкой на то, что на месте нет менеджера, другому объясняли отказ тем, что в офисе нет бланков. Спустя несколько визитов в компанию, когда удавалось застать и нужных сотрудников, и даже бланки, заходила речь о том, что надо встать в длинную очередь.


При этом, по словам тихорецких автовладельцев, в страховых часто говорят: получить полис можно и быстро, но тогда за него придется больше заплатить и обязательно приобрести страхование жизни, и отправляют общаться со страховыми агентами, которые навязанные дополнительные услуги даже не всегда оформляют документами – достаточно отдать за них деньги.


Активисты ОНФ на следующий день обзвонили клиентов страховых компаний, которых они застали в офисах, чтобы узнать, не возникли ли у тех какие-либо трудности в получении заветного полиса после того, как участники рейда уехали. Один из автовладельцев сообщил, что после ухода активистов с видеокамерами в офисе объявили «технический перерыв» на 1,5 часа, сам он в итоге сумел заключить договор ОСАГО, простояв пять часов, при этом с обеда до конца рабочего дня сотрудники филиала обслужили всего пять человек. Другой рассказал, что смог получить полис лишь на следующий день после еще трех часов ожидания – посетителей долго обслуживали из-за компьютерного сбоя. Еще один автовладелец так и не получил страховку: в день проведения рейда из-за очень медленного обслуживания он своей очереди не дождался, а на следующий день та же самая сотрудница, что общалась с ним накануне, в выдаче полиса неожиданно отказала, заявив, что не имеет права его оформлять, и адресовала к страховому агенту.


Костенко заявила, что информация обо всех выявленных фактах будет направлена в краевую прокуратуру для проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего оформление договоров ОСАГО.


«Хочу еще раз подчеркнуть, – отметила в свою очередь адвокат Гаврилова, – у страховых компаний есть четкий регламент заключения договоров ОСАГО: они не должны отказывать клиентам, не должны затягивать сроки оформления полиса. Отсутствие бланков, нехватка сотрудников, медленный Интернет – все это сложности компании, а не уважительные причины для отказа. Если же это происходит, нужно жаловаться в контролирующие органы».


Гаврилова напомнила, что на сайте проекта ОНФ «За права заемщиков» любой автовладелец может получить формы претензии к страховой компании, нарушившей его права, и жалоб, если автовладельцу отказали в удовлетворении претензии. Направлять эти жалобы можно в Центробанк и Роспотребнадзор. Причем жаловаться можно в том числе и тогда, когда ненужную услугу клиенту уже навязали и ему пришлось ее оплатить.


«Наша задача – заставить работать новый закон, усиливающий ответственность страховых компаний за отказ в выдаче полиса ОСАГО. Страховщики должны понять, что выдавать полисы им выгоднее, чем отказывать клиентам и платить за это сотни тысяч и миллионы рублей. Поэтому действовать надо общими усилиями: мы проведем такие рейды во всех крупных городах Краснодарского края, обратимся в Центробанк и укажем на нарушения в тех офисах, где побывали активисты ОНФ. И если понадобится, по результатам этих проверок внесем поправки в законодательство. А сами граждане, которые месяцами ждут свою очередь или переплачивают агентам, работающим по серым схемам, должны знать свои законные права, активно отстаивать их и сообщать о нарушениях со стороны страховых компаний в регулирующие органы. Только так можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки», – сказала Костенко.