Источник: korins.ru
С изменением структуры страхового рынка меняется и структура каналов дистрибуции: доля прямых продаж растет, доля всех видов посреднических продаж, особенно брокерских и агентских, снижается.
Такие выводы приведены в аналитическом обзоре НАФИ.
Прямые продажи
В первом квартале 2016 года прямые продажи составили 37% от общего числа сборов и приросли на 1,4 п.п. по сравнению с 2012 годом.
Аналитики отмечают рост продаж без посредников в моторных видах страхования.
Так, в первом квартале прямые продажи составили 22,7% от общего числа сборов и приросли на 4,3 п.п. по сравнению с 2012 годом.
Однако для моторных видов страхования ключевым каналом продаж по-прежнему являются агенты - 59,1% премий через посредников.
Эксперты отмечают, что за последний год заметно удешевились услуги посредников. Это связано с активным сокращением страховщиками своих расходов в первую очередь за счет урезания комиссий.
В 2015 году в среднем комиссионное вознаграждение составило 19,6%, что на 3,3 п.п. ниже, чем в 2014 году.
Но все же агенты остаются ключевым каналом продаж - 42,7% премий.
Следующим по размеру каналом является банкострахование (30,1%), доля которого значительно выросла за прошедший период.
Заметен прирост доли нестраховых посредников - турагентств, медицинских организаций, объектов почтовой связи. За прошедший период данный канал вырос на 1 п.п. и составил 1,5% собираемых премий.
За 4 года снизился объем продаж через автосалоны - на 2,8 п.п.
Онлайн непопулярен
Онлайн-продажи стабильно остаются непопопулярным каналом. Продажи через интернет находятся на незначительном уровне на протяжении последних пяти лет - 0,3-0,6.
Дигитализация затронула в большей степени «коробочные» продукты, но даже в этом случае онлайн-продажи не доминируют, отмечают аналитики.
Участники рынка по-разному оценивают перспективы роста доли директ-иншуранс (онлайн-продаж страхования): от явного скепсиса и прогнозов сохранения и через 3-5 лет доли таких продаж ниже 1% до оптимистических оценок роста доли онлайн-страхования в рознице до 7-10% через несколько лет.
Электронный полис ОСАГО может вполне стать популярным, хотя энтузиазм к этой идее у страховщиков будет выше при решении базовых проблем рынка ОСАГО - убыточность, региональные диспропорции, судебная практика и мошенничество, говорится в обзоре.
Доля премий, получаемых через сеть Интернет остается незначительной (0.3 п.п.)
Банки-посредники
Банкострахование продолжает увеличивать свою долю в структуре посреднических продаж. Вместо привязанных к кредитованию продуктов очень быстро растут продажи через банки коробочных продуктов (имущественного и личного страхования), а также страхования жизни.
Рекордный прирост инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в первом квартале отчасти объясняется перетоком средств крупных и средних вкладчиков из депозитов в альтернативные инвестиционные продукты – в основном именно в ИСЖ.
Банковский канал продаж страхования в 2016 году вырастет, доля страхования жизни в нем может еще немного увеличиться, но и страхование имущества физлиц («коробки») покажет хороший рост.
Все остальные сегменты банкострахования стагнируют или покажут очень слабый рост. Страхование рисков самих банков остается на минимальном уровне и на фоне объемов всего рынка почти незаметны.