Госдума приняла в первом чтении законопроект ОНФ об ужесточении ответственности за навязывание услуг к ОСАГО

Источник: ОНФ


Госдума приняла в первом чтении законопроект депутатов – представителей ОНФ, ужесточающий административную ответственность за отказ в продаже полисов ОСАГО и навязывание дополнительных услуг, а также расширяющий перечень лиц, которые могут быть привлечены к этой ответственности.

«Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» регулярно получают жалобы от граждан, которых заставляют покупать полис автогражданской ответственности только с одновременной покупкой еще и полиса страхования жизни. Это однозначное нарушение – никто не имеет права навязывать клиентам дополнительные услуги, их можно только предлагать. Однако сегодня складывается парадоксальная ситуация, в которой при большом потоке жалоб на действия страховщиков их привлечь к ответственности сложно. Санкция в 50 тыс. руб. предусмотрена только для должностного лица. Для страховой компании (юридического лица) санкция просто отсутствует. Доходит до смешного: надзор доказал факт нарушения, но оказывается, что нарушение допустил просто сотрудник и оштрафовать его нельзя. В результате безобразия продолжаются, страховщики оказываются безнаказанными», – отметил один из авторов законопроекта, руководитель проекта «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

Именно поэтому депутаты – представители ОНФ в июне 2015 г. внесли проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в котором предложили дополнительно установить ответственность в виде штрафа от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц и 5 тыс. руб. – для физлиц.

«Мы рады, что законопроект наконец был поддержан коллегами-депутатами в первом чтении – процесс сдвинулся с мертвой точки. Однако хочу заметить, что с момента внесения документа прошел без малого год, а новые нормы до сих не действуют, несмотря на растущую в них потребность. ОНФ третий год занимается мониторингом жалоб от автовладельцев на ОСАГО – с самого начала реформы законодательства об обязательном страховании автомобилистов. Общественное внимание к проблеме и содействие регулятора рынка помогли сократить количество жалоб на работу страховых компаний в целом. Тем не менее с началом весны ситуация вновь обострилась в связи с покупкой «сезонных» полисов на летний период», – сказал Климов.

В частности, по данным СМИ, на Юге России у точек продажи полисов образовались длинные очереди. Чтобы купить полис, автомобилистам приходится занимать очередь заранее и ждать два-три дня совершения сделки. У агентов-посредников ОСАГО можно купить сразу, но только при условии заключения дополнительных договоров.

«Мы неоднократно говорили, что весной ожидаем большого количества нарушений и жалоб на страховщиков, поскольку за полисами ОСАГО обратятся дачники. В большинстве своем это пенсионеры и бюджетники. Их обращения носят сезонный характер. Это довольно массовые, но не самые желанные клиенты страхового рынка. Страховщики постоянно жалуются на убыточность ОСАГО, уже дважды повышали тарифы, но при этом качество услуг, как мы видим, не улучшается. Страховые компании научились пренебрегать своими обязанностями и понимают, что могут это делать безнаказанно. Однако общими усилиями мы должны как можно скорее добиться того, чтобы обязательное страхование для автовладельцев стало цивилизованным, похожим на услугу, удобную, понятную, востребованную, а не на обременительную и дорогую обязанность. Поэтому мы рассчитываем на понимание депутатами остроты проблемы и скорейшее принятие нашего законопроекта во всех трех чтениях», – резюмировал Виктор Климов.