Источник: ОНФ
С повышением тарифов на ОСАГО в 2014–2015 гг. стоимость полиса выросла почти вдвое. Но проблем с ОСАГО это не решило. Бесконечные и безрезультатные жалобы граждан на автостраховщиков постепенно трансформировались в протестное «голосование» рублем – на рынке ОСАГО стремительно растет количество поддельных полисов, а также водителей, предпочитающих ездить «за штрафы». «Считаем, что без действенных мер административной ответственности отучить страховой рынок от вошедших в привычку схем не удастся», – заявил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.
Средняя цена полиса ОСАГО после повышения тарифов, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), составляет 5,5 тыс. руб. Однако даже при условии безаварийной езды многим водителям полис обходится гораздо дороже. И это несмотря на то, что с коэффициентом «бонус-малус» (чем меньше аварийность водителя, тем полис дешевле) (КБМ) скидка может быть до 50%. Эксперты утверждают, что именно при расчете скидки страховщики и обманывают клиентов чаще всего. По данным Центробанка, число жалоб на неправильный расчет КБМ выросло с 12% в I квартале 2015 г. до 80% – в IV квартале 2015 г.
Нарушения страховщиков, среди которых – отказы в заключении договора страхования, необоснованные очереди, навязывание дополнительных услуг, размещение центров урегулирования убытков в «глухих» местах и прочее, заставляют автовладельцев искать обходные пути. После повышения тарифов стоимость обязательного полиса автогражданской ответственности превысила, видимо, некоторый порог адекватности, считает Климов. Неисполнимость нормы закона толкает людей к нарушению. Сравнивая цены на ОСАГО со своими доходами, все больше водителей задумываются, а нужна ли им эта страховка. «Тем более ни для кого не секрет, что получить страховое возмещение, когда кто-то с ОСАГО «помял» вашу машину, – большая проблема», – отметил депутат.
Штраф за отсутствие страховки автомобиля в 2016 г. составляет всего 800 руб. Именно из этих соображений, отмечает Климов, многие автолюбители не оформляют страховку совсем, считая уплату штрафа более приемлемым, хотя и более рискованным решением.
Другим путем, подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», является покупка фальшивого полиса, который, по разным оценкам, может стоить от 1200 до 3000 руб., что значительно дешевле даже минимальной стоимости ОСАГО у страховщиков. При этом такие полисы пользуются популярностью, потому что с их распространением и использованием никто фактически не борется, а проверяя такой документ на посту ДПС, инспекторы, как правило, не видят подлога. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), на 39 млн проданных в прошлом году страховок число находящихся в обороте фальшивок – от 1 до 10 млн штук на данный момент.
«В сложной экономической ситуации, когда рентабельность бизнеса снижается, страховщики стремятся сохранить уровень доходов за счет повышения тарифов. Страховые компании мотивируют увеличение стоимости полиса тем, что возросло страховое покрытие. В этом есть объективная составляющая. Однако всем видна и другая сторона: топ-менеджеры и сотрудники страховых компаний, как и финансовый рынок в целом, привыкли к хорошим доходам. Сочувствия большинства автовладельцев такие «трудности» не вызывают, что усугубляет правовой нигилизм», – заявил Климов.
Проблемы с ОСАГО существуют не первый год. Практика защиты прав потребителей в этом сегменте уже со всей очевидностью показала нехватку инструментов воздействия надзора на нарушителей, отметил депутат. Сегодня можно оштрафовать только должностное лицо страховой компании на 50 тыс. руб. Но зачастую сотрудник, чье нарушение удалось (а это отдельная проблема) доказать, оказывается не должностным лицом, и, соответственно, санкция не работает. «А отзывать или приостанавливать лицензию у страховой компании за каждое подобное нарушение мегарегулятор не готов», – подчеркнул Виктор Климов.
Далее он заметил, что отдельная проблема – это страховые агенты. Отказывая в продаже полиса или навязывая дополнительные услуги, они формально ничего не нарушают. Между тем через них идет основной объем продаж. При этом страховые компании без стеснения и вполне публично говорят, что непосредственно с продажи полиса ОСАГО они агенту ничего не платят. То есть очевидно, сказал Климов, страховщики создают условия для навязывания дополнительных услуг, только на которых агенты и получает бонусы. Но формально это не противоречит закону.
«В апреле мы ожидаем очередной всплеск нарушений и жалоб на страховщиков, поскольку за полисами ОСАГО пойдут дачники, которые ездят только в соответствующий сезон. В большинстве своем это не очень обеспеченные люди – пенсионеры, бюджетники. Экономить, в том числе на ОСАГО, покупая полис на полгода, для них нормально. Это довольно массовые, но не самые желанные клиенты страхового рынка. И в условиях, когда за нарушения не наказывают, предсказать развитие ситуации несложно. Изменения в КОАП, предусматривающие санкцию для страховых компаний за отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг к нему при продаже, подготовлены уже давно. Это существенно может повлиять на ситуацию. Но обсуждение законопроекта ОНФ все откладывается и откладывается. А ложка, как известно, дорога к обеду», – заключил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.