Источник: korins.ru
Страховщики нарастили продажи без посредников в собственных офисах в IV квартале 2015 года, сократив, в частности, продажи полисов через автодилеров. Cредняя комиссия страховым посредникам снизилась в IV квартале 2015 года до 14,3% против 16,2% в этом же квартале 2014 года. Такие данные привел порталу Коринс.ру руководитель центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец.
Наиболее существенно упала средняя комиссия банкам за продажи полисов через их сеть: она сократилась до 26,7% против 33,3% в конце 2014 года. Был понижен средний размер комиссии автодилерам (16,2% против 20,2% год назад), а также страховым агентам (14,9% против 15,8%).
По словам А.Зубца, экономический кризис серьезно отразился на структуре системы продаж, которую используют компании для продвижения своих услуг. Снижение объемов премии в реальном исчислении, рост выплат и других издержек ведения бизнеса – все это привело к сокращению рентабельности страховых операций и, как следствие, сжатию бюджетов на развитие. «Для значительного числа страховщиков нынешний кризис стал «смертельным» – в 2015 году с рынка ушли 84 компании или 20% от их числа на конец 2014 года», - сказал А.Зубец. Оставшиеся компании начали оптимизировать системы продаж, сокращая объемы реализации через самые «дорогие» каналы, а также понижая вознаграждения посредникам.
«Тенденция к изменению «веса» различных каналов продажи страховых услуг, а также сокращение общего размера комиссий, безусловно, будут способствовать стабилизации российского страхового рынка», - считает А.Зубец. По его словам, российские страховщики, намеренные остаться на рынке, должны приспособиться к низким темпам роста страховой премии, повышению убыточности, а также к новому, более высокому уровню требований потребителей к качеству обслуживания. Для этого им требуется провести оптимизацию бизнес-процессов и научиться жить в более жестких внешних условиях. Необходимым шагом в этом направлении должно стать, в частности, сокращение расходов на ведение дела к страховой премии. «К сожалению, сегодня мы видим прямо противоположную картину: по итогам 2015 года расходы на ведение дела в страховых компаниях, по нашим оценкам, достигли 76% собранной премии – и это при том, что уровень выплат в 2015 году достиг 50%», - прокомментировал А.Зубец, добавив, что единственное, на чем пока экономят страховщики – это расходы на оплату труда персонала, которые снизились до 12,5% собранной премии против 24,5% по итогам 2012 года.