Источник: korins.ru
Последние несколько месяцев одна за другой происходили трагедии, связанные с авариями в лифтах. О том, кто в ответе за случившееся, как работает система выплат компенсаций пострадавшим и иждивенцам погибших, рассказал в интервью порталу Коринс.ру президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.
- Начнем с начала. Скажите, пожалуйста, сколько в России лифтов?
- Количество лифтов в России с точностью до лифта Вам не назовет никто, по причинам, о которых я расскажу потом. Приблизительно их количество можно оценить в 530 тысяч.
Кстати, отмечу, что не всякое устройство, поднимающее и опускающее людей и грузы является лифтом с точки зрения законодательства России. Существует такой документ, как «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011. Так вот, там прописано достаточно четкое определение того, что считается лифтом. В дальнейшем мы будем говорить о лифтах именно в понимании данного документа.
- А почему это важно?
- Требования к лифтам более жесткие, чем, например, к грузопассажирским подъемникам (устройствам, сходным с лифтами по устройству и функциональному назначению). Поэтому многие поставщики или изготовители оборудования сертифицируют свои изделия как подъемники, а не как лифты, при том, что они выполняют сходные функции.
- Хорошо, будем говорить только о лифтах в трактовке Технического регламента. Что Вы можете сказать об их состоянии?
- Допустимый срок эксплуатации лифта – 25 лет. Потом надо проводить экспертизу и, в зависимости от ее результатов срок службы лифта может быть продлен не более чем на три года, либо будет вынесено заключение о его замене.
В России в среднем каждый четвертый лифт работает дольше 25 лет. Но тут ситуация зависит от региона. В Москве, насколько я знаю, устаревших лифтов не более 10 % и осуществляется программа по их полной замене. Ну а есть регионы, в которых лифтов, требующих замены или капремонта больше половины.
- Ну а теперь о печальном. Сколько в России аварий на лифтах?
- Статистика происшествий на лифтах собирается 3 независимыми организациями: Ростехнадзором, Национальным лифтовым союзом и Национальным союзом страховщиков ответственности.
Однако, в связи с выводом лифтов из категории опасных производственных объектов (об этом я тоже расскажу чуть позднее) Ростехнадзор не осуществлял контроль за аварийностью лифтов и не вел соответствующую статистику с 2012 по 2014 год.
Таким образом, за последние годы можно опираться только на статистику Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности (далее - НССО). По объединенным данным, за последние 3 года произошло около 100 аварий, в которых погибло более 40 человек и было ранено около 100 человек.
- А это много или мало? Есть с чем сравнить?
- Каждый человек пользуется автотранспортом и практически каждый человек пользуется лифтом. Поэтому наглядно сравнить смертность в результате аварий на лифтах со смертностью в ДТП. В год в России в ДТП погибает порядка 30 тыс. человек. При авариях на лифтах в год погибает порядка 15 человек. Соответственно, вероятность погибнуть в лифте в 2000 раз меньше, чем вероятность погибнуть в ДТП.
- А кто несет ответственность за эти аварии?
- Ответственность за причинение вреда на лифтах несет их владелец. Обращаю внимание, что владельцем лифта с точки зрения законодательства не всегда является юридический собственник лифта. Так, например, в трактовке Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ) под владельцем лифта понимается организация, осуществляющая его непосредственную эксплуатацию, и, в зависимости от особенности управления домовым хозяйством, это могут быть:
- Застройщик (с момента сдачи в эксплуатацию до передачи лифта в управление надлежащему владельцу);
- Управляющая компания;
- ТСЖ либо жилищный кооператив (при осуществлении ими управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей компанией);
- Специализированная лифтовая организация, с которой заключен договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов (в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме).
Обращаю внимание, что в Уголовном кодексе РФ есть статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Максимальный срок наказания по этой статье (для случая, когда погибло два или более человек) составляет 10 лет лишения свободы. Но применяется эта статья, как правило, к «стрелочникам».
- Ну с ответственностью более-менее понятно. А какая организация надзирает за лифтами?
- Что касается надзора именно за безопасной эксплуатацией лифтов, то надзор осуществляет такой федеральный орган исполнительной власти, как Ростехнадзор. Однако, в последние годы эффективность этого надзора была достаточно сильно ослаблена и сейчас идет процесс восстановления.
- Можете поподробнее – почему это произошло?
- До 09.03.2012 года все лифты (жилого фонда, производственных зданий, объектов торговли и т.п.) входили в состав опасных производственных объектов (ОПО), контроль и надзор за ними осуществлялся Ростехнадзором.
С 09.03.2012 года лифты жилого фонда перестали входить в состав ОПО, надзор за ними со стороны Ростехнадзора прекратился. Под контролем остались только лифты, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду.
С 15.02.2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Однако, функция надзора за лифтами была прописана там достаточно размыто, т.к. документ относится не только к России, а к Таможенному союзу в целом (т.е. вопросы национальной специфики надзора за лифтами в нем отражены не были).
С 15.03.2013 года все оставшиеся лифты также были выведены из состава ОПО, Ростехнадзор также утратил за ними контроль и надзор.
Наконец с 25.05.2013 года Правительство РФ возложило обязанность по контролю и надзору за безопасной эксплуатацией лифтов снова на Ростехнадзор, но уже не в составе ОПО, а в виде отдельной группы устройств. В связи с этим все нормативные документы Ростехнадзора (разработанные для ОПО) юридически перестали распространяться на лифты, т.о. возник правовой «вакуум».
Ростехнадзор, в частности, не мог расследовать аварии на лифтах, поскольку не было нормативного документа, который бы это регламентировал. Т.е. обязанность была, а юридического механизма не было.
Собственно говоря, этим и объясняется, как я упомянул в самом начале, пробелы в статистике аварийности Ростехнадзора в 2012, 2013 и 2014 годах.
В ходе достаточно интенсивной совместной работы специалистов Ростехнадзора, Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности были разработаны, утверждены Правительством РФ и с 04.09.2014 года действуют Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах – лифтах.
Однако, несмотря на все усилия Ростехнадзора, до сих пор не приняты 2 важных документа, касающихся лифтов - это:
- Правила эксплуатации лифтов;
- Порядок ввода лифтов в эксплуатацию и их учета.
Связано это с тем, что согласно действующему законодательству Ростехнадзор обладает всеми необходимыми полномочиями только в части надзора за безопасностью ОПО, особый же статус лифтов, которые в состав ОПО не входят, требует особого порядка принятия нормативных документов на уровне Правительства РФ, а это достаточно длительный процесс.
В результате Ростехнадзор не имеет возможности полноценно обеспечивать (ввиду отсутствия соответствующей нормативной базы) надзор за лифтами жилого фонда с 2012 года, а надзор за лифтами нежилого фонда - с 2013 года.
Собственно говоря, этим и объясняется то, что количество лифтов в России в настоящее время с точностью до лифта подсчитать нельзя.
- А есть какая-то информация по деятельности Ростехнадзора в части обеспечения безопасности лифтов?
- Ростехнадзором проводятся плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки за соблюдением требований Технического регламента.
Плановые проверки в соответствии с действующим законодательством проводятся не чаще одного раза в 3 года.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
По информации Ростехнадзора за 12 месяцев 2015 года территориальными органами Ростехнадзора проведено всего проверок юр. лиц - владельцев лифтов – 10697, из них:
- плановых проверок– 6713 и внеплановых проверок – 3984
- документарных – 206 проверок и выездных – 10491 проверок.
Выявлено правонарушений – 48437.
Общее количество юр. лиц, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения – 5536.
Число обследованных при проверках технических устройств (лифтов) –39272.
- А страховщики как-то участвуют в обеспечении безопасности лифтов?
- Если по каким-то причинам профильный надзорный орган не имеет возможности осуществлять контроль за безопасностью в полном объеме, то в мире существует достаточно отработанный механизм обеспечения безопасности опасных объектов через страхование. Россия также пошла этим путем. Закон № 225-ФЗ предоставил страховщику право предоставлять владельцу лифта скидку к страховой премии до 40% в зависимости от его уровня безопасности. Это стимулирует владельца лифта повышать его безопасность.
Кроме того, в результате совместной работы НССО и Ростехнадзора достигнута договоренность о проведении страховщиками документарной экспертизы лифтов. С 1 апреля 2016 года страховщики будут проверять наличие у владельца лифта таких важных документов как паспорт лифта, декларация соответствия, договор на обслуживание и т.п. Потом эти сведения будут передаваться в информационную систему Ростехнадзора, а Ростехнадзор учитывать их при составлении плана проверок.
Владелец лифта не обязан предоставлять эти документы страховщику, но если он их предоставит, то сможет впоследствии избежать избыточного «внимания» Ростехнадзора.
- Расскажите теперь про страхование лифтов.
- В России с 01.01.2012 года действует уже упомянутый мною, назову его еще раз - Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Все владельцы опасных объектов обязаны в рамках данного Закона страховать свою ответственность. Если на опасном объекте происходит авария, то пострадавшие получают возмещение от страховой компании или НССО (если владелец опасного объекта не застраховал свою ответственность).
До 15.03.2013 года ответственность владельцев части лифтов (жилой фонд) не страховалась, т.к. лифты жилого фонда были выведены из состава опасных производственных объектов, что не позволяло относить их к категории опасных объектов в трактовке Закона № 225-ФЗ.
Однако, с 15.03.2013 года в Закон № 225-ФЗ были внесены необходимые изменения, и лифты выделены в отдельную группу опасных объектов, соответственно страховать свою ответственность с этого момента должны были все владельцы лифтов.
- И сколько лифтов застраховано?
- По данным АИС НССО, по итогам 2015 года гражданскую ответственность застраховали владельцы около 490 тыс. лифтов, что составляет порядка 92% от общего количества зарегистрированных в стране лифтов, которых в России, как я уже упоминал, порядка 530 тыс.
Т.е. можно сказать, что уровень охвата страхованием достаточно высокий, но наша цель – обеспечить 100% охват.
Страховать ответственность владельцев опасных объектов - лифтов в рамках Закона № 225-ФЗ вправе только те страховые компании, которые имеют соответствующую лицензию от Банка России и являются членами нашего союза – НССО.
- Насколько дорого владельцу лифта страховать свою ответственность?
- Страховая сумма для опасного объекта – лифта составляет 10 млн руб. Это та максимальная сумма, которую может выплатить страховая компания по одной аварии. Страховая премия (это те деньги, которые платит владелец лифта или лифтов страховой компании) составляет примерно от 500 руб. до 2000 руб. в год в пересчете на один лифт (зависит от количества лифтов в договоре).
- А если произойдет авария – сколько денег получат пострадавшие и какие документы надо будет предоставить и кому?
- Надо обратиться в страховую компанию или в НССО (если владелец лифта не застраховал свою ответственность) с заявлением о выплате и минимальным набором документов.
В случае гибели человека – это свидетельство о смерти, платежные документы, подтверждающие расходы на погребение (если есть) и документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель находился на иждивении у погибшего кормильца. Выплата в этом случае фиксированная – 2 млн. руб. + до 25 тыс. руб. – по фактическим расходам на погребение.
Если же вред причинен здоровью – то с заявлением надо предоставить только документ, удостоверяющий личность, и медицинские документы, устанавливающие характер и тяжесть причиненного здоровью вреда. При этом выплата рассчитывается по специальной «таблице выплат», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 №1164. По ней каждой травме соответствует определенная сумма компенсации, которая зависит именно от тяжести этой травмы, а не от того, сколько человек потратит денег на ее лечение и потратит ли их вообще. Обычно сумма этих фиксированных выплат в 2-3 раз больше фактических затрат на лечение, однако если лечение окажется дороже, то страховщик обязан доплатить разницу.
Такой порядок выплаты за вред здоровью впервые был применен именно в этом виде обязательного страхования, и лишь потом этот правильный и справедливый порядок распространили на другие виды обязательного страхования.
Выплата за поврежденное имущество составляет до 360 тыс. руб. (для физических лиц) и до 500 тыс. руб. (для юридических лиц). С заявлением предоставляют документы, подтверждающие размер нанесенного имуществу ущерба.
Следует отметить, что для выплаты страховщику нужен еще один документ – Акт расследования причин аварии на опасном объекте, который поступает страховщику от комиссии Ростехнадзора, которая расследует эту аварию или, в определенных случаях, от владельца опасного объекта.
- Про количество аварий на лифтах Вы уже сказали. А сколько пострадавших получили страховую выплату?
Статистика страховых выплат значительно скромнее, чем статистика аварий – обратились за выплатами потерпевшие по 30 авариям, в которых погибло 5 человек и еще 16 получили ранения.
Такое соотношение между произошедшими авариями и осуществленными выплатами объясняется следующими причинами:
- При гибели человека не всегда есть надлежащие выгодоприобретатели, которым полагается страховая выплата в рамках Закона № 225-ФЗ (выплата осуществляется только лицам, находившимся на иждивении у погибшего);
- С марта 2012 года по сентябрь 2014 года не существовало нормативного документа, регламентирующего расследование аварий на лифтах. В результате этого расследование Ростехнадзора не проводилось, акт технического расследования аварии не составлялся. Отсутствие акта технического расследования аварии не позволяло страховщикам принять решение о страховой выплате в соответствие с требованиями Закона № 225-ФЗ. Сейчас эта проблема решена.
- Значительное число пострадавших на лифтах не знает о своих правах на получение страховой выплаты.
- Имеются ли данные по трагедиям, которые произошли в Москве ЖК «Алые паруса», ул.Островитянова? Кто-то обращался за выплатой страховки?
- Безусловно, НССО в курсе произошедших событий и держит их на контроле.
Трагедия, произошедшая в декабре на ул.Островитянова (страховщик – СК «Ресо-Гарантия»), очень ярко показывает одно из важнейших упущений закона. Напомню, тогда погиб 10-месячный ребенок, но единственная выплата, на которую вправе рассчитывать родители погибшего малыша – это 25 тыс. руб. – компенсация расходов на его погребение. Дело в том, что сейчас при гибели человека в результате аварии на опасном объекте фиксированная выплата в размере 2 млн. руб. положена только иждивенцам погибшего, а у маленького ребенка таковых просто не может быть.
Проект изменений в закон, который расширил бы перечень выгодоприобретателей, сейчас находится на рассмотрении Госдумы. И мы очень надеемся, что в самом ближайшем времени эти изменения будут приняты.
В ситуации с «Алыми парусами» (страховщик – СК «ВТБ Страхование») у погибшей девушки остались малолетние дети, и они вправе получить 2 млн. руб. Но в данном случае обращений за выплатой еще не было, т.к. происшествие произошло совсем недавно и родственникам, естественно, пока не до сбора документов.
И в одном, и в другом случае владельцы лифтов свою ответственность застраховали, как того требует закон. Но даже если бы договора страхования не было, то потерпевшие все равно имели бы право на получение компенсаций – выплаты осуществлял бы наш Союз – НССО.
- А как Вы считаете, какие причины высокой аварийности на лифтах?
- Основными причинами аварийности лифтов, по нашему мнению, являются:
- Общее неудовлетворительное состояние лифтового хозяйства (в среднем примерно треть лифтов в России выработала свой ресурс). Но эта причина не является основной. Лифт, упавший в ЖК «Алые паруса» не выработал и половины ресурса;
- Нехватка квалифицированных специалистов для обслуживания лифтов и обеспечения их безопасной эксплуатации. В Москве более 100 тысяч лифтов, однако специалистов по обслуживанию лифтов (электромехаников) выпускают только 2 учебных заведения – 50 человек в год. В советские времена специалист обслуживал не более 20 лифтов, сейчас – порядка 100;
- Экономия владельцев лифтов на привлечении специализированных организаций для обслуживания лифтов. Кроме того, каких-то жестких требований к таким организациям не существует либо же они достаточно легко обходятся;
- Отсутствие нормативной документации, позволяющей Ростехнадзору осуществлять контроль и надзор за безопасностью лифтов в полном объеме. Общие требования о том, что лифт должен быть безопасным содержатся в Техническом регламенте о безопасности лифтов. А вот документа Ростехнадзора, в котором были бы прописаны конкретные действия по обеспечению безопасности лифтов, такого как «Правила эксплуатации лифтов» - до сих пор не принято по причинам, о которых я говорил выше.