Операторы туристического страхования выбирают участь агента

Источник: Капитал


Страховая компания «ПРОСТО-Страхование» стала новым агентом «Европейского туристического страхования» — украинской «дочки» немецкой страховой компании ERV.


«Действительно, мы с декабря начали сотрудничество с ERV, — подтвердили в пресс-службе „ПРОСТО-Страхование“ — В данный момент продаем как свои полисы, так и страховки этой компании. Но постепенно, по мере обучения персонала работе на программном обеспечении ERV, будем сокращать количество наших договоров». В будущем компания планирует присутствовать на рынке туристического страхования только в качестве агента ERV.


Простая арифметика


«ПРОСТО-Страхование» — тринадцатый страховщик, который за последние два года стал агентом «Европейского туристического страхования». Кроме него в этом списке числятся такие известные компании, как «Уника», «Краина», «Талисман-Страхование», «Нефтегазстрах», «Мега-Полис», «Интерполис».


Из них две компании — «Уника» и «ПРОСТО-Страхование» — входят в топ-20 крупнейших продавцов туристического страхования. Еще два страховщика-лидера рынка, по словам председателя правления компании «Европейское туристическое страхование» Мирослава Бойчина, ведут с ERV переговоры о сотрудничестве в статусе агентов.


«Нестабильность гривни заставила страховщиков посмотреть более внимательно на этот вид бизнеса. Некоторые из них из-за курсовой разницы получили убыточность 150-200%. Трудно объяснить акционерам такую тенденцию, особенно если акционеры иностранные, — объясняет ситуацию на рынке туристического страхования председатель набсовета компании „ВУСО“ Александр Шойхеденко. — А если компании с иностранным капиталом отказываются от бизнеса, то кому они передадут свой портфель, как не известному европейскому бренду?».


По словам Мирослава Бойчина, большинство компаний перешли в статус агентов не из-за высоких убытков, а потому что такой вид бизнеса намного выгоднее, чем свои продажи. Для сравнения: средний размер агентского вознаграждения на этом рынке сегодня составляет 25-30% суммы страхового платежа. А средний уровень выплат достигает 35-45%. Если к нему добавить еще расходы на ведение бизнеса, комиссионные посредникам и налоги, то страховщику остается, в лучшем случае, 5-10% платежа. Нередко уровень выплат у компании намного выше среднего, что превращает этот вид бизнеса в убыточный.


«Чтобы сегодня успешно конкурировать на рынке туристического страхования, нужны серьезные инвестиции в страховые продукты, сервис и IT-технологии. Поэтому многим компаниям в Украине выгоднее зарабатывать в статусе агентов», — говорит Мирослав Бойчин.


Монополии не будет


«Европейское туристическое страхование» получает инвестиции от специализирующейся на туристическом страховании группы ERV. «Хотя в прошлом году мы впервые в Украине разработали свой продукт защиты туристов от непогоды, который потом позаимствовали у нас другие участники группы ERV», — отмечает Мирослав Бойчин.


Однако, по мнению первого вице-президента «АХА Страхование» Андрея Перетяжко, привлекают украинских страховщиков и клиентов в «Европейском туристическом страховании» все же понятные и качественные страховки «немцев», а также уровень сервиса ERV за рубежом.


Сегодня доля «Европейского туристического страхования» на рынке страхования украинских туристов достигает 20%, а в сегменте продаж через туроператоров — больше 40%. «Эта компания превращается в украинскую „фабрику“ туристического страхования», — отмечает Андрей Перетяжко.


Но монополизировать этот рынок, по мнению Александра Шойхеденко, ERV в Украине не удастся. «Первая десятка лидеров по данному виду защиты получает около 70% всех премий. И почти у каждой компании доля рынка достигает 5%. Эти компании не откажутся от своего портфеля, а будут и дальше развивать этот бизнес», — считает Шойхеденко. По мнению Андрея Перетяжко, некоторые крупные страховщики не станут переходить в разряд агентов по ряду причин, в том числе, чтобы не навредить имиджу.


Рост в системе онлайн


Мирослав Бойчин не исключает, что список страховщиков-агентов ERV может серьезно пополнится после отмены визового режима Украины с ЕС, так как многие страховые компании сегодня успешны на рынке туристического страхования, благодаря сотрудничеству с визовыми центрами, которые требуют от выезжающих из Украины туристов обязательного страхования.


В компании PZU в Украине сомневаются в таком прогнозе. «При отмене визового режима наличие страховки у наших выезжающих за рубеж туристов будут проверять на границе», — уверяют в пресс-службе этой компании. Эксперты также считают, что «визовый» канал продаж страховок туристам в ближайшем будущем сохранится.


Наиболее вероятным способом дальнейшего увеличения своей доли рынка лидерами туристического страхования страховщики называют онлайн-продажи. «Свободный рынок, где турист осознанно выбирает страховку, занимает сегодня 5-10% всех продаж. Его доля будет расти вместе с увеличением количества стран, куда без виз смогут ездить украинцы. И вот эта часть рынка в ближайшие годы полностью уйдёт в Интернет», — уверяет Александр Шойхеденко.


С ним согласен и Мирослав Бойчин. По его словам только за 2015 год онлайн-продажи у них выросли на 25% по сравнению с 2014-м.