О праве потребителя возвратить купленный билет на культурно-зрелищное мероприятие

Источник: Роспотребнадзор


Купив билет на то или иное культурно-зрелищное (развлекательное и т.п.) мероприятие, гражданин и исполнитель соответствующих услуг становятся сторонами в правоотношениях, регулируемых положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»).


Применительно к договорам возмездного оказания услуг с участием потребителей действует общее правило, согласно которому «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» (см. пункт 1 статьи 782 ГК РФ и статью 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»).


В тех случаях, когда в рассматриваемых отношениях в качестве субъекта, непосредственно реализующего билетную продукцию потребителям, выступает некое третье лицо, его статус как обязанной стороны в рамках правоприменения статьи 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» напрямую зависит от существа его правоотношений с исполнителем, в основе которых, в частности, может лежать договор поручения (см. главу 49 ГК РФ) или агентский договор (см. главу 52 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ «обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон», и лишь «в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства».