Источник: korins.ru
В настоящее время потери от перерывов в производстве составляют большую долю в общем ущербе, чем 10 лет назад. Средний убыток от перерывов в производстве при страховании имущества на большую сумму сейчас составляет более 2 млн евро. Это на 36% больше, чем средний убыток при материальном ущербе имуществу, который немногим превышает 1,6 млн евро. Такие данные представлены в новом исследовании Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) «Глобальный отчет об убытках 2015: Фокус на риск перерыва в производстве».
Эксперты AGCS проанализировал более 1800 крупных убытков от перерывов в производстве за период с 2010 по 2014 гг. в 68 странах. Они составили более 3 млрд евро. В данных случаях AGCS выступал основным страховщиком и со-страховщиком. Серьезность и частота убытков от перерывов в производстве увеличиваются, что в основном вызвано не природными катастрофами, а ошибками человека или техническими неисправностями, сообщает AGCS. Более 90% убытков от перерывов в производстве обусловлены причинами, входящими в топ-10. При этом пожар и взрыв являются основными причинами, и на них приходится 59% всех убытков от перерывов в производстве в мире. На каждый проанализированный случай пожара или взрыва приходится в среднем 1,7 млн евро ущерба только от перерывов в производстве.
«Рост убытков от перерывов в производстве объясняется все большей взаимозависимостью между компаниями, глобальностью цепочек поставок и экономичностью производства, – комментирует генеральный директор AGCS Крис Фишер Хирс. – Если в прошлом большой пожар или мощный взрыв могли повлиять на бизнес одной или двух компаний, то сейчас ущерб будет нанесен сразу нескольким компаниям и даже может иметь негативные последствия для целых секторов индустрии на глобальном уровне. Благодаря исследованиям наших экспертов мы хорошо подготовились к возникновению таких рисков».
Поскольку промышленное производство продолжает перемещаться в Азию, то риски крупных убытков увеличиваются, говорится в отчете компании. Повышается концентрация производств и логистических центров на определенных территориях. Если в таком кластере происходит природная катастрофа, или другие события, такие как пожар или взрыв – как это недавно произошло в порту Тиаджин в Китае – разрушительные последствия могут быстро множиться и в результате вызвать условный перерыв в производстве и потери по всему миру. В таких случаях бизнес может перестать функционировать из-за того, что пострадал один из поставщиков.
Заводы по производству автотранспорта или полупроводниковых приборов гораздо больше других подвержены риску перерыва в производстве, сообщает директор по урегулированию убытков AGCS Александр Мак. Это обусловлено взаимозависимостью и особенностью технологических процессов, а также концентрацией производства в одной локации, будь то автомобильный, нефтехимический завод, завод по выпуску полупроводников или электростанция. «Современные цепочки поставок могут быть гибкими и рентабельными, и в то же время велик риск их прерывания, - говорит А.Мак. - Все больше предприятий рассматривают как важную для себя такую часть страхового полиса, как покрытие рисков перерыва в производстве, обусловленных внешними факторами».
Поскольку последствия землетрясения и цунами в Тохоку и наводнений в Таиланде в 2011 году стали причиной больших потерь из-за глобальных перерывов в производстве или условных перерывов, то компании сделали шаг к сокращению цепочек поставок. «Мы наблюдаем, как быстро «взрослеют» глобальные компании в своем отношении к рискам перерыва в производстве и прерывании цепочек поставок, но все еще остается возможность для дальнейшего совершенствования, - говорит специалист по страхованию имущества AGCS Фолкер Мюнх. – Взаимозависимость поставщиков во многом не проанализирована, а многие отрасли зависят от основных поставщиков».
Эксперты AGCS отмечают, что наибольшей стоимостью отличаются средние убытки от перерыва в производстве в результате страховых случаев в энергетической сфере (3,96 млн евро) и имущественных линиях бизнеса (2,21 млн евро), далее следуют инжиниринг (0,9 млн евро) и сфера развлечений (0,3 млн евро). Стоимость крупных энергетических убытков растет, при этом перерыв в производстве приходится на большую часть убытков в данной сфере, поскольку подверженность рискам увеличивается ввиду возросшего числа наземных энергетических объектов и усиливающейся взаимозависимости между компаниями, что приводит к региональным убыткам в результате условного перерыва в производстве в случае, даже если один завод вышел из строя. В то же самое время восстребованность страхового покрытия на случай перерыва в производстве выросла, т.к. новые клиенты из России, в частности, покупают такую страховку впервые, при этом существующие клиенты в США и Европе ищут более высокие страховые лимиты.
В секторе развлечений болезнь или несчастный случай с актером являются наиболее распространенной причиной перерыва в съемках. Травма главной звезды может привести к задержке производства и обернуться многомиллионными долларовыми убытками. На эти потери приходится порядка 60% подобных убытков данного сектора и практически три четверти стоимости убытков. Резкое увеличение затратных визуальных эффектов в производстве фильма, что обычно требует договорных отношений с третьими лицами, может привести к более дорогостоящим убыткам через производственные задержки.
Растет количество сценариев безущербных перерывов в производстве, говорится в отчете компании. Так, перерывы в производстве служат мощными драйверами растущей серьезности очень крупных имущественных убытков. В будущем нефизический ущерб, вызывающий перерыв в производстве, также может стать еще более релевантным. Такие риски, как кибератаки, политическое насилие, забастовки, эпидемии и нарушения в системе электроснабжения, могут потенциально привести к крупным убыткам компаний без ущерба их имуществу. Другие страховые случаи без физических повреждений включают действия гражданских или военных ведомств, такие как ограничение доступа или закрытие воздушного пространства.
К примеру, ряд убытков после взрывов в Тяньцзине, стал результатом последовавшего перерыва складского потока и производства, поскольку порт был закрыт властями. Подобные убытки могут быть оплачены только в рамках новых полисов, покрывающих риски безущербных перерывов в производстве, которые приобрели лишь немногие компании на сегодняшний момент. При этом все больше и больше предприятий выражают интерес к подобной страховой защите.