Правительство утвердило стандарт развития региональной конкуренции, в том числе в сфере ЖКХ

Правительство РФ устало призывать руководителей регионов развивать конкуренцию на местах и решило формализовать объективные критерии этой деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в виде утвержденного Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2015 года № 1738-р).


Заодно главам отечественных естественных монополий предложено руководствоваться положениями названного Стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.


Примечательно, что утвержденный федеральным Правительством Стандарт регулирует не только вопросы организации работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению развития конкуренции, но и устанавливает единый Перечень мероприятий по содействию развитию конкуренции и по развитию конкурентной среды каждого субъекта Российской Федерации.


Иными словами, Правительство РФ определило наиболее важные сектора отечественной экономики на региональном уровне, в которых будет поддерживаться развитие конкуренции, а именно:

  1. Рынок услуг дошкольного образования
  2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
  3. Рынок услуг дополнительного образования детей
  4. Рынок медицинских услуг
  5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
  6. Рынок услуг в сфере культуры
  7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
  8. Розничная торговля
  9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
  10. Рынок услуг связи
  11. Рынок услуг социального обслуживания населения


При внимательном изучении перечисленных Правительством РФ «рынков» нетрудно заметить, что все обозначенные в Перечне товары, работы и услуги фактически можно отнести к т.н. «социалке», на которую у государства сейчас "денег нет".

Впрочем, социальной ориентированности рынков с развиваемой конкуренцией согласно вышеуказанному перечню Правительство РФ и не скрывает.


Так, например, создавать условия для развития конкуренции на рынке розничной торговли предлагается путем реализации системных мер для достижения следующих социальных целей:

  • обеспечение возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках (в том числе посредством создания логистической инфраструктуры для организации торговли)
  • обеспечение возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности (магазинах у дома)
  • сокращение присутствия государства на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией до необходимого для обеспечения законодательства в области контроля за распространением наркотических веществ минимума.Как видим, фактически речь идет о возврате чуть ли не к практике приснопамятных 90-х годов поддержки местными властями мелких розничных торговцев на рынках и ярмарках, владельцев маленьких продовольственных магазинчиков и аптечных пунктов (пресловутых «палаток и ларьков») и т.п.

Впрочем, Правительство не настаивает: при формировании собственного перечня социально значимых рынков каждый субъект РФ может дополнить вышеуказанный «федеральный» перечень иными социально значимыми рынками (с учетом региональной специфики).


На рынке же отечественного ЖКХ Правительство РФ определило следующие цели мероприятий и целевые показатели развития конкуренции:



Цель мероприятия

Целевые показатели

I. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках

субъекта Российской Федерации


Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства


7.

Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства




повышение качества оказания услуг на рынке управления жильем за счет допуска к этой деятельности организаций, на профессиональной основе осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории субъекта Российской Федерации

доля управляющих организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в 2015 году, - 100 процентов



повышение эффективности контроля за соблюдением жилищного законодательства в субъектах Российской Федерации

государственным жилищным инспекциям в субъектах Российской Федерации к 1 ноября 2015 г. необходимо обеспечить наличие "горячей телефонной линии", а также электронной формы обратной связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с возможностью прикрепления файлов фото- и видеосъемки)



передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление

доля объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, переданных частным операторам на основе концессионных соглашений, в соответствии с графиками, актуализированными на основании проведенного анализа эффективности управления, в 2018 году - 100 процентов



обеспечение информационной открытости отрасли жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"

объем информации, раскрываемой в соответствии с требованиями государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, об отрасли жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к 1 июля 2016 г. - 100 процентов



обеспечение развития сферы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, предусматривающего реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства

доля субъектов Российской Федерации, реализующих утвержденные комплексы мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с пунктом 9.11 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2016 году, - 100 процентов



Насколько достижимы цели мероприятий развития конкуренции в сфере региональных рынков ЖКХ можно судить по установленным Правительством РФ целевым показателям, например: добиться к 01 июля 2016 года размещения 100% объема необходимой информации в создаваемой сегодня ГИС ЖКХ.


Скажете, ничего сложного ?!


Однако, практика показывает: сегодня лишь совсем незначительная часть управляющих жилыми домами организаций (лицензированные управляющие организации ЖКХ, а также разного рода ТСЖ, ЖСК, ЖК и т.д.) более-менее полно раскрывают информацию о своей деятельности.


Вот и получается: решение острых социальных вопросов на местах, в том числе в сфере ЖКХ, федеральное Правительство пытается полностью переложить на региональные и местные власти.


Но, можно ли такой подход федерального Правительства считать справедливым ?


В качестве ответа приведем пример:

Заложенная в основу федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" идея "всевидящего ока" является изначально ошибочной: невозможно эффективно реализовать мерами административного принуждения руководителей всех лицензированных управляющих организаций ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, ЖК и т.д. в стране обеспечить регулярное внесение сведений в федеральную электронную базу данных - ГИС ЖКХ.

А, значит, практический эффект от эксплуатации ГИС ЖКХ в ее нынешнем виде не сможет превысить КПД паровоза просто в силу конструкции, как ни заставляй кочегаров (т.е. региональные и местные власти) разводить пары...