Эксперты ОНФ: Правительство должно ускорить создание эффективной системы кредитных гарантий для малого бизнеса

Источник: ОНФ


Создать механизм предоставления госгарантий при осуществлении инвестпроектов для малого и среднего предпринимательства президент России и лидер Народного фронта Владимир Путин поручил в одном из «майских указов». Однако более трех лет ушло главным образом на оргмероприятия, тогда как развитие малого бизнеса по-прежнему тормозится из-за ограниченной доступности заемных средств, считают аналитики Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» и отраслевые эксперты.


Согласно указу №596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике», правительство должно было обеспечить формирование механизма госгарантий до 1 ноября 2012 г. Первый практический результат в этом направлении был достигнут в августе 2013 г., когда гарантийная поддержка субъектов среднего предпринимательства начала действовать через ОАО «МСП Банк». А в мае 2014 г., через два года после «майского указа», вышло постановление правительства о создании ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (АКГ). Именно на АКГ, которое кабмин видел ядром формируемой национальной системы гарантийных организаций (включая региональные гарантийные фонды, действующие с 2006 г.), возлагались самые большие надежды в обеспечении малого и среднего бизнеса кредитами под гарантии государства. Однако агентство просуществовало чуть больше года. В настоящее время на его базе формируется новая структура – АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (ФКР МСП). У нее будут более широкие полномочия, в том числе юридическая поддержка бизнеса, обеспечение доступа к госзаказу, привлечение денежных средств из разных источников, подготовка законодательных предложений.


Хотя поручение президента по организации выдачи госгарантий было выполнено еще на этапе создания АКГ, сам процесс их предоставления шел крайне медленно. Так, согласно докладу правительства от 26 ноября 2014 г. было выдано всего 87 банковских гарантий (получается в среднем по одной на регион). При этом МСП Банк реализовал на поддержку предпринимательства менее 5% выделенных на эти цели средств, а АКГ – менее 1,5%. (Тогда как МСП Банк получил на эти цели 40 млрд руб. из федерального бюджета, а Агентство кредитных гарантий – 50 млрд руб. из Фонда национального благосостояния).


О том, насколько малый и средний бизнес нуждается в заемных средствах, в том числе гарантийных, свидетельствуют исследования, которые регулярно проводит Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Так, по итогам второго квартала этого года 41% опрошенных предпринимателей заявили, что трудная доступность займов является главным препятствием в развитии бизнеса. При этом в последнее время особенно повысился спрос на государственные гарантии в связи с тем, что банки повысили ставки по кредитам, а имущественного обеспечения займов малым и средним предпринимателям не хватает.


Эксперты Центра «Народная экспертиза» отмечали, что для того чтобы механизм выдачи банковских гарантий работал более эффективно, необходимо упростить условия гарантирующих структур: увеличить размер гарантии (например, до 75% от размера получаемого кредита), смягчить требования к предъявляемому предпринимателями бизнес-плану, снизить комиссию за выдачу банковских гарантий.


То, что дело движется еле-еле, констатировала и Счетная палата, проверив работу АКГ в начале этого года. Аудиторы СП установили, что с июня по декабрь 2014 г. агентство выдало всего 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд руб. Это 21,4% от количества, установленного планом мероприятий на 2014 г.


После инспекции Счетной палаты ситуация стала более обнадеживающей. По данным АКГ, к настоящему времени выдано более 2 тыс. гарантий на общую сумму свыше 10 млрд руб. (что, однако, является только пятой частью капитализации агентства), в результате удалось привлечь кредитов почти на 23 млрд руб. Но и этот успех, по большому счету, следует считать символическим, если учесть, что, по информации Центробанка, малый и средний бизнес в год берет кредитов на 7 трлн руб.


Специалисты Центра «Народная экспертиза» обращают внимание также на то, что только в апреле этого года появилась Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которую разрабатывало для банков АКГ совместно с Минэкономразвития, тогда же был закончен отбор 12 уполномоченных банков для участия в программе. Хотя очевидно, что эти решения требовалось принимать гораздо раньше.


По мнению аналитиков Центра «Народная экспертиза», для того чтобы механизм гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса заработал в полную силу, требуется внести ясность в целый ряд вопросов. Как, например, будет решаться проблема гарантийной поддержки торговых организаций, которые занимают 40% всей сферы МСП и поддержка которых прямо исключалась правительственным постановлением о создании Агентства кредитных гарантий? Как будут соотноситься с программами федеральной корпорации отраслевые программы поддержки МСП? Каким будет место в общей гарантийной системе региональных фондов, курируемых Минэкомразвития, чьи гарантии, по мнению ряда экспертов, не обслуживаются их капиталами?


«Сейчас в стране насчитывается 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Их дополнительная потребность в долгосрочных кредитах на инвестиционные цели оценивается в сумму до 1 трлн руб. в год. Поэтому крайне важно избежать заорганизованности, не нагромоздить структурных, институциональных решений, за которыми может потеряться конкретное, живое дело, – считает директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. – Для этого нужно просто поставить себя на место предпринимателя. Например, корпорации предоставлено право открывать филиалы и представительства. В то же время в регионе есть гарантийный фонд. Куда идти человеку со своим вопросом? Можно ли решить его через интернет-порталы госуслуг? Корпорация, по закону, вправе предоставлять услуги через МФЦ, но не обязана. Так идти за этими услугами в МФЦ или нет? Немаловажный вопрос – сколько будут стоить эти услуги. Ведь ФКР МСП – не благотворительная организация, а акционерное общество. Будет ли унифицирован набор документов, оформляемых банками-партнерами, региональными фондами Минэкономразвития, самой корпорацией? То есть требуется предельно упростить процедуру получения кредитов под госгарантии, сделать ее доступной и прозрачной, обеспечить самое широкое информирование предпринимательского сообщества о возможностях господдержки, в том числе гарантийной. В конечном счете от этого зависит решение задач создания новых рабочих мест, модернизации производств, импортозамещения, развития местных экономик».