Источник: Капитал
«Украинская пожарно-страховая компания» является одним из страховщиков горевшей на этой неделе нефтебазы «БРСМ-Нафта» в селе Крячки. Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника на страховом рынке.
«Имущество мы не страховали, а вот ответственность, скорее всего, действительно, застрахована нами. Пока не могу сказать, о какой страховой сумме идет речь. Но страхованием занимался один из наших филиалов, а они самостоятельно не могут заключать договоры с лимитом выше 2 млн грн», — сообщила председатель правления «Украинской пожарно-страховой компании» (УПСК) Елена Межуева. Для такого крупного страховщика, как УПСК страховая сумма меньше 2 млн грн не является критичной. В «БРСМ-Нафта» название компании сообщить затруднились, однако признали, что сгоревшая нефтебаза была застрахована на минимальную сумму. Об этом заявил директор департамента стратегического маркетинга компании Александр Мельничук.
«База была застрахована на самую минимальную сумму, компенсация составит около 1,19 млн грн. Топливо застраховано не было», — сказал он.
Новые рекорды
Если бы и имущество, и горючее на нефтебазе «БРСМ-Нафта» были полностью застрахованы, выплаты, по оценкам страховщиков, могли бы стать рекордными за последние пять лет. «При таком страховании суммы премий исчисляются сотнями тысяч гривен, а выплаты — сотнями миллионов», — оценивает риски директор отдела имущественного страхования, партнер брокера «BritMark» Игорь Марфин.
К примеру, за пожар, в результате которого были уничтожены товарные запасы компании «Эльдорадо» в 2010 г. «Украинская страховая группа» заплатила клиенту свыше 90 млн грн. Еще раньше, в 2008 году, пожар на складах компании «Дата Люкс» обошелся страховой компании «Инго Украина» в сумму свыше 190 млн грн
Страховщики отмечают странную закономерность: в периоды финансовых кризисов количество пожаров на торговых предприятиях увеличивается.
«Ничего странного в этом нет. В такие периоды имущество иногда легче сжечь, чем продать», — допускает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. По словам предправления «Украинской страховой группы» Павла Нельги, даже без учета злого умысла, кризисы стают причиной большего количества страховых случаев хотя бы потому, что владельцы начинают экономить на опциях страхования и мерах пожарной безопасности.
Страх откатов
Если имущественное страхование защищает само предприятие, то обязательная страховка ответственности юрлиц за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, обязана защитить окружающих — жизнь и здоровье граждан, их имущество и экологическую среду. Поэтому такой вид страхования в Украине обязателен и регламентируется постановлением КМУ № 1788 от 16.11.2002 г.
По данным Нацкомфинуслуг, в 2014 году по этому виду страхования страховщики собрали 29 млн грн премий, а выплатили всего 7 тыс грн. В 1 квартале 2015-го премии составили 5 млн грн, а выплат не было вообще.
«Такое страхования годами не приносит страховщикам убытков, поэтому это трудно назвать реальным страхованием», — считает член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Как правило, предприятия заранее выбирают страховщиков-партнеров, которые нередко от 60% полученных премий возвращают ответственным сотрудникам компаний в виде откатов.
«Крупные страховщики редко участвуют в подобных тендерах, так как нередко там таких скидок и уступок, на которые классические компании не могут пойти», — признает Павел Нельга.
Ущербный вид
Постановление КМУ № 1788 определяет максимальный лимит ответственности владельцев пожароопасных объектов на уровне 200 тыс необлагаемых минимумов доходов граждан (3,4 млн грн), минимальный — 45 тыс или 0,8 млн грн. Самый высокий тариф по этому виду защиты составляет 1,5% от лимита выплаты (или 51 тыс грн), самый низкий — 0,4% (3,1 тыс грн). Объекты второго уровня опасности, к которым страховщики относят и нефтебазу «БРСМ-Нафта», должны страховаться по тарифу 0,6% (7,2 тыс грн) на сумму 70 тыс необлагаемых минимумов доходов граждан или 1,2 млн грн. Именно на эту сумму, напомним, и было застраховано предприятие.
Причем, из этой выплаты предусмотрено возместить 50% пострадавшим гражданам или родственникам погибших, 30% — за ущерб причиненный имуществу и 20% — экологии. То есть «потолком» компенсации за вред, нанесенный пожаром селе Крячки окружающей среде может стать 240 тыс грн. «На самом деле страховые суммы должны быть в десять раз выше», — считает Игорь Марфин. Поэтому, по его мнению, государство должно повысить лимиты выплат, снизить тарифы и ввести больше категорий объектов опасности, чем есть теперь.
Сами страховщики отмечают: ничто не мешает владельцам объектов повышенной опасности, кроме обязательной, покупать и добровольную страховку гражданской ответственности с лимитов хоть до 100 млн грн. Но почти никто этого не делает. «Потому что нет стимула. Гражданам нереально доказать в суде причинение ущерба юрлицами. А государство традиционно стоит на стороне крупного бизнеса, а не граждан», — считает Вячеслав Черняховский.
Цена жизни
Если бы, по словам Павла Нельги, в Украине ввели экономическую оценку стоимости жизни граждан, как в ЕС и США, то владельцам опасных объектов пришлось бы выбирать: или покупать реальное страхование ответственности, или выплачивать миллионные компенсации за ущерб здоровью украинцев и окружающей среде.
Наверное, поэтому уже много лет в Украине все инициативы и разработки в этом направлении дальше среди узких специалистов не выходят.