Размер процентов по ст.395 ГК РФ с 01 июня 2015 года

С 01 июня 2015 года часть 1 статьи 395 Гражданского Кодекса (ГК) Российской Федерации (РФ) действует в редакции федерального закона № 42-фз от 08.03.2015 года:


«1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.»


Как видим, если законом или сторонами договора не предусмотрен иной размер процентов за неисполнение денежного обязательства, то «по умолчанию» будет применяться размер процентов, который должен одновременно соответствовать следующим критериям:

  1. существовал в месте жительства (месте нахождения) кредитора
  2. в соответствующие периоды имели место средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц
  3. эти средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц опубликованы Банком России.


Таким образом, кредитор, будучи истцом в гражданском процессе (ч.1 ст.56 ГПК РФ) и арбитражном процесс (ч.1 ст.65 АПК РФ), обязан представить суду доказательства обоснованности требуемого им с должника (ответчика) «законного» размера процентов по ч.1 ст.395 ГК РФ, удовлетворяющего вышеназванным критериям.


Казалось бы, что может быть для кредитора (истца) проще: заглянуть на сайт Банка России и посмотреть справочную статистику, например – раздел «Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности» ?!


Однако, как оказывается, публикуемая сегодня Банком России статистическая информация не содержит сведений о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц!


Так, например, «Методологические комментарии к таблицам» Банка России определяют не среднюю, а средневзвешенную ставку банковского процента по депозитам физических лиц. При этом, Банком России учитываются раздельно: средневзвешенные процентные ставки по вкладам физических лиц в целом по России и средневзвешенные процентные ставки по вкладам физических лиц по 30 крупнейшим банкам.


Что такое средневзвешенная процентная ставка по вкладам физических лиц – Банк России объясняет в своих вышеуказанных методических комментариях:

«Средневзвешенные процентные ставки по вкладам (депозитам) физических лиц / нефинансовых организаций — средневзвешенные процентные ставки в годовом исчислении, рассчитанные исходя из годовых процентных ставок, установленных в договорах вкладов (депозитных договорах), и объемов привлеченных вкладов (депозитов) в отчетном месяце.»


Как видим, приводимый Банком России расчет средневзвешенной процентной ставки по вкладам физических лиц имеет общепризнанную в финансовой сфере особенность – учет разных сумм (объемов) денег, на что авторы текста ч.1 ст.395 ГК РФ явно не стали «заморачиваться», предложив ориентироваться на простую и понятную им среднюю ставку банковского процента.


В свете вышеизложенного, возникает вопрос: а кто теперь будет исправлять ситуацию со средней ставкой банковского процента по вкладам физических лиц для цели применения ч.1 ст.395 ГК РФ?


Если - Банк России, то тогда ему придется с 01 июня 2015 года вводить новый раздел статистической отчетности: «Средние процентные ставки по вкладам (депозитам) физических лиц», причем, желательно, - хотя бы на уровне субъектов Российской Федерации (дабы учесть пожелание законодателя о выполнении критерия «место жительства/нахождения» кредитора).


Если - законодатель, то тогда ему придется побыстрее изменить только что принятую норму о «средней» ставке на норму о «средневзвешенной» ставке процента, что позволит участникам делового оборота ориентироваться на уже накопленную Банком России статистику (дабы согласно закону реализовать право кредитора заявить требование о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами за «соответствующие периоды»).


Однако, в любом случае, существующие сегодня публикации Банком России средневзвешенных ставок банковского процента по вкладам физических лиц – это не то же самое, что опубликование Банком России средних процентных ставок по вкладам физических лиц (говоря иначе, средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц сегодня вообще не публикуются Банком России).


Впрочем, самым вероятным вариантом будет очередное вынужденное вмешательство Верховного Суда РФ, которому, как мы рассказывали, ранее уже пришлось своим разъяснением фактически определить размер процентов по ч.1 ст.395 ГК РФ.


В завершение отметим, что тема определения размера процентов по ч.1 ст.395 ГК РФ, на удивление, каждый раз становится камнем юридического преткновения для законодателя: так, например, первоначальный текст внесенного законопроекта, долгим извилистым путем отчасти ставший федеральным законом № 42-фз, содержал указание на привычную «ставку рефинансирования»:

«198) в статье 395:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения, ставками банковского процента (ставка рефинансирования), действовавшими в соответствующие периоды времени. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.";»


А что мешало законодателю при принятии законопроекта в феврале 2015 года узаконить для цели применения ч.1 ст.395 ГК РФ расчет процентов по «ключевой ставке» Банка России, увеличенной, скажем, на три пункта?


В итоге, чтобы не столкнуться с неприменимостью нормы ч.1 ст.395 ГК РФ, остается рекомендовать участникам делового оборота выполнять единственную юридически понятную и безупречную ее часть о размере процентов: самостоятельно указывать размер процентов за неисполнение денежного обязательства в тексте договора.


Да здравствует свобода договора ?!